Фрагмент для ознакомления
2
Ислам возник в провинции Хиджаз (современная Саудовская Аравия) в начале VII в. среди арабских племен Западной Аравии, в раннем средневековье в условиях разложения патриархально-родового строя и начала формирования классового общества. Это был период распада самих основ древнего общества (в т. ч. и язычества) и возвышения торговых культурных центров (Мекка, Медина). Эта сравнительно молодая религия получила невиданное распространение в ходе военных походов арабов до Ганга на Востоке и до южных границ Галлии на Западе Европы и всего африканского континента .
Перед появлением первых последователей мусульманства в Аравии уже присутствовали сторонники веры в единого Бога. Среди них наиболее древнейшей была иудейская община, формировавшаяся из эмигрантов из Римской империи, обитавших в Йемене и Хиджасе. В начале VI века иудаизм даже получил статус государственной религии в Йемене, однако, в отличие от христианства, которое также распространялось в этом регионе позже, иудаизм не стал доминирующей верой среди арабов. В то же время, в Аравии существовали местные монотеистические течения, аналогичные древним пророкам Палестины, известные как ханифы .
Хотя ханифы не полностью приняли ни иудаизм, ни христианство, они подвергались их влиянию. Их проповеди призывали к аскетизму, отказу от поклонения идолам, признанию единого Бога, который иногда считался эквивалентом предисламского Аллаха, и предвещали конец мира и судный день. Ханифы были близки к концепциям ислама, но неясно было, насколько их идеи сочетались с традиционными обычаями. Для последователей веры новизна ее учений играла ключевую роль, в то время как для исследователя важно оценить, как это влияет на общество.
Богатая арабо-мусульманская культура выделяется своей уникальной органической основой, которую представляют Коран и философия, обретшие здесь значительное развитие задолго до Западной Европы. Ислам превратился в одну из глобальных религий, способствуя объединению различных народов и культур в рамках Халифата. Появление и распространение ислама сопровождалось возникновением Корана, священного текста, представляющего проповеди пророка Мухаммеда (около 570-632 гг.), и изучение этого текста стало основой образования, религиозного и этического воспитания, а также ритуалов и обычной жизни мусульман.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аманацкий, Ю. В. Ислам как мировая религия. Лекция / Ю. В. Аманацкий // Юридическая наука: история и современность. – 2019. – № 2. – С. 179-191.
2. Бартольд, В. В. Ислам. Культура мусульманства / В. В. Бартольд. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 221 с.
3. Давыдов, С. А. Ислам в современном обществе / С. А. Давыдов, В. Н. Левков // Гуманитарный трактат. – 2018. – № 28. – С. 20-21.
4. Зязин, С. Ю. Мусульманская община в процессе социокультурных преобразований / С. Ю. Зязин // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2019. – Т. 10, № 2. – С. 1-8.
5. Игнатьев, В. А. Ислам в современном мире / В. А. Игнатьев // Христианство и мир. – 2019. – С. 25-29.
6. Мамытов, Т. Б. Догматы и столпы ислама / Т. Б. Мамытов // Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2017. – № 8. – С. 136-139.
7. Мюллер, А. История ислама. От основания до новейших времён / А. Мюллер. – Москва : Издательский дом "Медина", 2021. – 512 с.
8. Фахриев, И. Т. Ислам в современном обществе / И. Т. Фахриев // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века. – 2019. – С. 275-278.
9. Яхьяев, М. Я. Догматические истоки и факторы поливариативности ислама / М. Я. Яхьяев // Исламоведение. – 2018. – Т. 9, № 3(37). – С. 53-65.
10. Яхьяев, М. Я. Истоки и причины многовекторности развития ислама / М. Я. Яхьяев // Сборник докладов Всероссийского исламоведческого форума, Махачкала, 2019. – С. 3-9.