Фрагмент для ознакомления
2
Секуляризация — это процесс, при котором объекты и люди переходят из религиозного состояния к светскому. Первоначально термин возник в каноническом праве Католической церкви, где он обозначал выход из монашеских орденов с освобождением от данных обетов и возвращение к мирской жизни. Позже его значение расширилось, охватывая случаи отчуждения земель религиозных учреждений в пользу государства, отмену различных привилегий и полномочий, а также общее ослабление влияния религии на общественную жизнь и культуру [4].
Изначально секуляризация касалась перемен в христианском мире и сознании. Уже в Средние века, при Карле Мартелле, начались процессы изъятия церковных земель. Впоследствии, с 11 по 12 века, такие общественные институты, как образование и здравоохранение, постепенно стали отходить от церковной под опеку светских властей. Эпоха Возрождения с её гуманистическими идеалами усилила эту тенденцию, а Реформация расставила границы между церковной и государственной властями в Западной Европе. Генрих VIII в Англии провел массовое изъятие монастырских земель, закрыв в том числе школы и госпитали при них. Подобные процессы прошли и в других странах, включая княжества Германии, Ливонию, Швейцарию и Нидерланды. Эти изменения привели к формированию нового типа человека, который стал основой для развития либеральной демократии. Впервые такие явления были подкреплены идеями Просвещения во время Французской революции, когда был провозглашен культ разума на смену традиционным религиозным институтам.
В политической жизни ряда европейских стран изменения, пришедшиеся на конец XVIII – начало XIX века, ускорили процесс секуляризации, в том числе в отношении церковных земель и прав. Светская власть начала контролировать образовательные структуры, создавались светские школы и университеты, а сфера юрисдикции включала в себя не только государственные, но и некоторые гражданские отношения, что способствовало развитию светской правовой системы.
В России секуляризация проявилась в ходе реформ Петра I и Екатерины II, при которых основная часть монастырских земель перешла в государственное владение. После 1917 года Советская власть продолжала политику секуляризации, приведшую к отмене прав собственности религиозных организаций и лишению их юридического статуса.
В Советском Союзе существовало двойственное отношение к религии. С одной стороны, декларировалась свобода вероисповедания и постепенная секуляризация, предполагающая ограниченное место религии в обществе. С другой стороны, идеологический атеизм воспринимался как норма, в то время как религия считалась отклонением, что создавало трудности для верующих в карьере и общественной жизни [8].
Секуляризация в Европе подразумевает приватизацию религии и её отделение от публичной сферы, в то время как в СССР происходило её полное вытеснение даже из частной жизни. Личная религиозная практика воспринималась как угроза государству и часто скрывалась.
Советская секуляризация проявлялась через подавление религии: уничтожение религиозных учреждений, административные ограничения, уголовные преследования, принудительное «лечение» и общественное давление. Культура и образование изменялись, роль религии в истории переосмыслялась, а религиозные аспекты искусства обесценивались.
Право на свободное вероисповедание нарушалось как индивидуально, так и коллективно, что выражалось в отказе открыто исповедовать веру в общественных учреждениях. «Легитимные верующие» представляли собой малограмотные, пенсионеры, женщины и религиозные служители, находившиеся на периферии общества. Исключение составляли регионы с народной религиозностью, такие как Западная Украина, Западная Белоруссия и исламские регионы.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Андреева Л. А. Феномен секуляризации в истории России: цивилизационно-историческое измерение. - М.: Институт Африки РАН. 2019. - 197 с.
2.Каргина И. Г. Качественные изменения дискурса секуляризации в конце XX - начале XXI в. // Теория и практика общественного развития. — 2022. - № 1. - С . 109–114.
3.Королев С. А. Секуляризация и десекуляризация в контексте концепции псевдоморфного развития России // Философская мысль. - 2022. -№ 4. - С. 1–54.
4.Курилов В. А. Советская модель секуляризации: политическое и правовое регулирование свободы совести в СССР (вторая половина XX века). — СПб.: Изд-во РХГА, 2022 — 344 с.
5. Лункин Р. Христианский ответ обществу потребления // Эксперт. Специальный номер. - 2023. - № 15. - С. 60-68.
6.Синелина Ю. Ю. Циклы секуляризации в истории России. Социологический анализ: конец XVII - начало XXI века. – М.: Наука, 2021. - 381 с.
7. Тиллих П. Христианство и встреча мировых религий. - М.: Юрист, 2020. - 480 с.
8. Узланер Д.А. Становление неклассической модели секуляризации в западной социологии религии второй половины ХХ в. // Религиоведение. - 2020. - № 2. - С. 135-148.