Фрагмент для ознакомления
2
Педагогической наукой и практикой накоплен большой опыт использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих познавательные способности школьников.
Актуальность исследования определяется тем, что в основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.
Изучение дисциплин естественно-научного цикла вызывает у обучающихся сложности. В связи с этим часто наблюдается незначительный интерес к изучению такого предмета как химия.
Повысить познавательный интерес обучающихся к урокам химии может способствовать учебно-познавательные задачи.
Предмет «Химия» обладает рядом потенциальных возможностей в развитии личности школьника. Химию можно отнести к метапредметной области знания, так как в её содержание включены базисные элементы по биологии, физики, которые обучающиеся параллельно изучают. Все это позволяет нам свидетельствовать, что «Химия» является важным междисциплинарным предметом, позволяющим сформировать у обучающихся целостную картину окружающей его среды.
Химия имеет практико-ориентированный характер, а это значит, что в основе её содержания положены основные закономерности науки, позволяющие раскрыть и применять научные знания на практике.
Источником стимулирования и мотивации учебной деятельности являются содержание учебного материала, способы его подачи, характер организации обучения, а также организация самостоятельной умственной работы учащихся.
Очень важно поставить учителем познавательную задачу. Ее цели и задачи состоят из основных требований текущего учебного процесса. В настоящее время учебный процесс направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, формирование у них творческого мышления. Именно это раскрывает процесс проблемного обучения.
Проблемное обучение включает последовательность процедур:
1.Постановка преподавателем учебно-проблемной задачи и создание для учащихся проблемной ситуации;
2.Осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы. В процессе этого учащиеся овладевают обобщёнными способами приобретения новых знаний;
3.Применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Также проблемное обучение предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся по разрешению проблемных ситуаций. В результате происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями, а также развитие мыслительных способностей.
Использование познавательных заданий изменяет процессы повторения и закрепления учебного материала, вносит новое качественное содержание в механизм реализации этих сторон учебной деятельности.
Учебно-познавательные задачи - это задачи на поиск и анализ информации, необходимой для решения учебных и практических задач, то есть задач, обеспечивающих сам процесс обучения (формирование понятий и способов предметной и метапредметной деятельности).