Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблематика исследования остается весьма актуальной в современном мире. Эмоциональный интеллект (ЭИ) представляет собой важнейший аспект, существенно влияющий на успешность лидерства в различных сферах деятельности. Идея эмоционального лидерства, в первую очередь, рассматривает способность выстраивать продуктивные межличностные связи, что становится возможным только при высоком уровне эмоционального интеллекта. Необходимо отметить, что навыки эмпатии, эмоциональной устойчивости, умение мотивировать и вдохновлять – черты, без которых человек теряет способность эффективно вести за собой команду. Исследование направлено на выявление роли эмоционального интеллекта в развитии.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ концепции эмоционального интеллекта.
Задачи исследования:
определить сущность эмоционального интеллекта;
описать особенности эмоционального интеллекта.
Методическая основа исследования. Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. На разных этапах работы использовались различные методы исследования: конкретно-исторический, хронологический, проблемно-теоретический, системный, сравнительный (синхронный и диахронный).
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Основная часть
Проблема «эмоционального интеллекта» представляет собой многогранный и междисциплинарный объект исследования, охватывающий различные области науки, в частности психологию и педагогику. Начало изучения данного феномена связано с работами Чарльза Дарвина, который в 1872 году обратил внимание на эмоциональные процессы, ставшие предметом дальнейшего анализа в различных научных контекстах . Несмотря на многочисленные исследования, единое понимание его выражений и закономерностей в педагогической практике до сих пор не установлено.
С точки зрения психологии концепция «эмоционального интеллекта» широко обсуждается и развивается, однако в отечественной педагогической науке её изучение остаётся ограниченным. Проблематика эмоционального интеллекта, в частности в педагогическом контексте, представляется противоречивой и недостаточно детализированной. В начале своего изучения этот тип интеллекта воспринимался как отражение личных эмоций и состояний, однако с течением времени концепция подверглась эволюции и стала противопоставляться традиционному логическому интеллекту.
Концептуализация термина «эмоциональный интеллект» приобрела завершённость лишь к концу ХХ века благодаря работам зарубежных учёных, что вызвало ряд дискуссий в научном сообществе. Составление термина «интеллект» с понятием «эмоции» породило разногласия. Некоторые авторы высказывали мнение, что использование термина «интеллект» является неточным, вводя в заблуждение, и предлагали заменить его на «компетентность». Помимо этого, утверждается, что интеллект представляет собой способность, но способность к эмоциональной деятельности не является уникальной .
Классическая трактовка интеллекта, предложенная Д. Векслером, включала в себя способности, ориентированные не только на рациональное решение задач, но и на социальные и коммуникативные навыки, что добавляет измерение в понимание интеллекта как способности эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Однако, несмотря на это, важность эмоциональной и социальной составляющей интеллекта оставалась недооцененной, что ограничивало понимание интеллекта в контексте исключительно математических и логических задач.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Галиева, И. И. Современные подходы к понятию эмоциональный интеллект / И. И. Галиева, Г. М. Махиянова // Аллея науки. – 2018. – Т. 5, № 10(26). – С. 440-443.
2. Довженко, Е. М. Становление понятия "эмоциональный интеллект" в отечественной педагогике / Е. М. Довженко // Известия института педагогики и психологии образования. – 2021. – № 4. – С. 100-104.
3. Карпухов, И. С. Понятие эмоционального интеллекта и его структура в научной литературе / И. С. Карпухов, Г. Б. Белова // Студенческий. – 2022. – № 19-4(189). – С. 57-60.
4. Конаш, О. В. Содержание понятия эмоционального интеллекта в психологической науке / О. В. Конаш // Проблемы современного образования. – 2022. – № 5. – С. 31-38.
5. Ларина, А. Т. Эмоциональный интеллект / А. Т. Ларина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5, № 3(16). – С. 275-278.