Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из ключевых задач биологии развития является исследование механизмов, которые определяют, как гены генотипа проявляются в фенотипе взрослого организма. Иногда воздействие неблагоприятных факторов в определенные этапы развития не оказывает никакого влияния на организм в будущем, в то время как в другие моменты может привести к значительным отклонениям от нормального развития.
Наука, изучающая механизмы, которые преобразуют генотип в фенотип, называется эпигенетикой. В настоящее время она рассматривается как относительно новая, но потенциально одна из самых революционных областей знаний человечества. Не за горами тот момент, когда мы сможем в домашних условиях контролировать канцерогенез с помощью новых лекарств, редактировать геном наших детей еще в утробе матери, выращивать новые органы из собственных клеток без риска их отторжения организмом и осуществлять множество других, на первый взгляд, фантастических возможностей. Безусловно, это вызовет серьезные дискуссии в области биоэтики и прав человека относительно вмешательства в естественный процесс эволюции.
Цель работы: изучить тему «Эпигенетика».
Задачи: 1. Изучить историю эпигенетики и определения;
2. рассмотреть прорыв в открытии новых эпигенетических механизмов;
3. изучить развитие эпигенетики.
Цель данной работы заключается в исследовании истории развития эпигенетики. Мы рассмотрим, как формировались эпигенетические концепции в те времена, когда сам термин «эпигенетика» еще не существовал. Мы проследим за открытием ключевых идей и механизмов эпигенетики, а также обсудим последние достижения в этой области и их влияние на традиционные научные догмы и парадигмы генетики.
1. История эпигенетики
История эпигенетики тесно связана с исследованиями в области эволюции и развития. В настоящее время эпигенетика определяется как наука, изучающая наследуемые изменения в генной функции, которые не могут быть объяснены изменениями в нуклеотидной последовательности ДНК.
Эпигенетика — сравнительно недавнее направление биологической науки и пока не так широко известно, как генетика. Под ней понимают раздел генетики, который изучает наследуемые изменения активности генов во время развития организма или деления клеток.
Дискуссии о данных процессах начались в конце 19 века, когда появились первые представления о связи между работой генов и нашим развитием. В то время ученые разделились на два основных лагеря. Одни считали, что каждая клетка содержит заранее сформированные элементы, которые лишь увеличиваются в размерах в процессе развития, в то время как другие утверждали, что этот процесс включает химические реакции между растворимыми компонентами, которые реализуют сложный план развития. Немецкий биолог Вальтер Флемминг, основатель цитогенетики, внес ясность в этот спор, открыв хромосому в 1879 году. Его исследования показали, что программа развития находится в хромосомах. Значительный вклад в эту концепцию внес Томас Морган, который в 1911 году продемонстрировал генетическое сцепление нескольких генов Drosophila с Х-хромосомой (род мелких насекомых семейства плодовых мушек отряда двукрылых).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вохмянина, Н. В. Эпигенетика и мультифакторные болезни. Российский журнал персонализированной медицины. 2023. – 3(6). С. 42-49.
2. Карпенко, Д. В., Петинати, Н. А., Дризе, Н. И., Бигильдеев, А. Е. Роль эпигенетических модификаций ДНК и гистонов в лечении онкогематологических заболеваний. Гематология и трансфузиология. 2021. – 66(2). С. 263-279.
3. Максименко, Л. В. «Эпигенетика как доказательная база влияния образа жизни на здоровье и болезни» // «Профилактическая медицина». 2019. – Т. 22, №2. С. 115–120.
4. Уотсон Джеймс Д. ДНК. История генетической революции. – СПб, 2019. – 512 с.
5. Эпигенетика : методические рекомендации / сост. В.М. Коцур. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2021. – 27 с.