Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Основное определение деятельности, предлагаемое в психологической литературе, исходит из понимания данного феномена в качестве проявления активности, направленной на преобразование среды. В то же время эта активность в любом виде деятельности, в том числе и в профессиональной, обеспечивает ее субъекту преобразование самого себя, собственных психических процессов, состояний, способностей, направленности, индивидуальных качеств. Поэтому, в целом, любой вид деятельности является условием развития человека, в связи с чем, А.Н. Леонтьевым была предложена концепция «ведущей деятельности». Согласно данному феномену на каждом возрастном этапе приращение психических новообразований определяется специфическими особенностями ведущей деятельности, что в дальнейшем было фундаментально обосновано Д.Б. Элькониным .
Ведущая деятельность не только играет существенную роль в формировании личности, но и связана с периодизацией психического развития личности. На каждом возрастном этапе ведущая деятельность детерминирует как образование «крупных блоков», на основе интеграции функциональных систем, так и дифференциацию процессов, состояний и свойств. В соответствии с таким пониманием, в период профессионального становления и развития субъект проходит через определенные стадии, внутри которых происходит резервное накопление психических функций. Ведущая деятельность при этом обеспечивает накопление функциональных изменений нового качества, преобразование психических функций, состояний, стиля деятельности и личности.
Цель работы состоит в рассмотрении этапов профессионального развития.
Этапы профессионального развития
Разберем понятие «профессиональное развитие». Профессиональное развитие – сознательная деятельность, позволяющая сохранять и расширять качество своих знаний, навыков, умений, личностных черт для достижения результатов в своей трудовой деятельности.
В настоящее время анализ сущности профессионального развития осуществляется в научной литературе в рамках целого ряда подходов, представленных на схеме 1.
Схема 1 - Подходы, определяющие сущность понятия «профессиональное развитие»
Фрагмент для ознакомления
3
1. Митина Л. М. Психология труда учителя: учебное пособие для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. -337 с.
2. Митина Л. М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения / Л. М. Митина // Вестник образования России. – 2015. - № 7. – С.48-58.
3. Психология труда: учебник для вузов / Е. А. Климов [и др.]; под редакцией Е. А. Климова, О. Г. Носковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 308 с.
4. Соотношение профессиональных способностей к принятию и исполнению решений: Монография / И.И. Бакулин, А.К. Маркова, Г.С. Михайлов. - М.: Народное образование, 2003. - 101 с.
5. Соколов Р.А. Профессиональное развитие персонала организации // Студенческий. 2024. № 20-6 (274). С. 55-58.