Фрагмент для ознакомления
2
Тема 1. Теоретические проблемы источниковедения
1. Предмет и задачи источниковедения:
а/ роль и значение источниковедения в историческом исследовании;
б/ источниковедение в системе специальных исторических дисциплин.
Источниковедение — это учение об источнике, которое имеет принципиальное значение для гуманитарного знания в целом. Гуманитарное знание должно, если говорить о главном его предназначении, помочь человеку, занятому решением собственных, весьма конкретных, жизненных проблем - политических, экономических, профессиональных, национальных, семейных, каких бы то ни было, привлечь к их решению весь опыт, который накопило человечество.
Источниковедение – это наука об исторических источниках.
Источниковедение представляет собой метод познания реального мира. Объектом источниковедения являются созданные людьми культурные объекты – исторические источники – изделия, вещи, документы и т.п.
Предметом источниковедения являются письменные источники.
Задачи источниковедения:
1. Разработка принципов и методов изучения исторических источников.
2. Выявление особенностей анализа источников разных типов и видов.
3. Показ эволюции системы источников древней, средневековой, новой и новейшей.
4. Выявление этапов становления и развития отечественного и зарубежного источниковедения, общего и особенного в подходах к изучению источников. В ходе источниковедческого анализа источниковедение использует данные всех дисциплин и отраслей знания, которые дают возможность изучать произведения, созданные людьми, и анализировать их как источники информации об их создателях.
Источниковедение — одна из важнейших исторических дисциплин, необходимых для формирования профессиональных навыков историка. Исторические источники — единственное, что нас связывает с прошлым. Нередко их называют фрагментами былой реальности, дошедшими до наших дней. От того, как историк поймёт и использует, содержащиеся в источнике сведения, зависит степень достоверности всей воссоздаваемой картины развития общества.
В ходе источниковедческого анализа источниковедение использует данные всех дисциплин и отраслей знания, которые дают возможность изучать произведения, созданные людьми, и анализировать их как источники информации об их создателях.
Образцы междисциплинарных контактов источниковедения с другими дисциплинами:
палеография
сфрагистика
историческая метрология
нумизматика
археография
Палеография: изучает особенности графики, другие внешние признаки рукописей в целях их прочтения, датировки, установления подлинности, помогает прочтению и пониманию древних документов
Сфрагистика: изучает печати, оттиски печатей, надписи на них, позволяя установить подлинность, время, авторство источника
Историческая метрология: изучает системы времяисчисления, существовавшие в прошлом в целях соотнесения их с современными, уточнения места и времени создания документа.
Нумизматика: изучает такой исторический источник как монеты, их состав, надписи на них, помогая определить время, авторство, место создания
Археография: изучает вопросы публикации исторических источников, вырабатывает методы и приемы публикации
Все эти научные дисциплины изучают исторические источники, т.е. исторические источники являются объектом их исследования. Вместе с тем у каждой дисциплины есть свой предмет исследования, который определяет специфику этой дисциплины.
2. Определение исторического источника:
а/ исторический источник, его видовое многообразие;
б/ ретроспективный характер познания исторического процесса;
в/ понятие исторического источника.
А) Изучение исторического процесса и реконструкция событий прошлого ведется путем исследования исторических источников. Для того, чтобы исследование было качественным и профессиональным, историк должен собрать информацию о предмете исследования из максимально возможного количества исторических источников.
Исторический источник – это любой материальный объект, являющийся результатом человеческой деятельности и содержащий в себе информацию о прошлом человеческого общества.
В настоящее время по форме материального носителя выделяются пять видов исторических источников: 1) вещественные, 2) письменные, 3) устные, 4) кино-, фото-, видео- и аудиоматериалы; 5) электронные источники.
К вещественным источникам относятся археологические источники, гербы, печати, монеты, бумажные деньги, флаги, ордена, медали и т.д. Основную массу вещественных источников изучают специальные вспомогательные исторические дисциплины, являющиеся специализированными отраслями источниковедения (геральдика, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и другие). Вещественные источники являются главным и единственным видом источников для исследователей при изучении древнейших периодов в истории человечества, когда письменности еще не существовало.
К письменным источникам относятся все документы и тексты, существующие в письменной форме. Письменные источники имеют еще одно название – непротивные, от латинского «нарраре» – писать. С момента появления письменности нарративные источники становятся главным видом источников для исследователей, поскольку они содержат в себе наибольшее количество информации о прошлом человеческого общества.
К устным источникам относятся тексты, существующие в настоящее время в устной форме, либо возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные. Основную часть устных источников составляют фольклорные источники – произведения устного народного творчества (народный эпос, народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т.д.).
К четвертому виду источников относятся источники новейшего времени – фотодокументы (с середины 19 века), кинодокументы (с конца 19 века), аудиоматериалы (с конца 19 века), видеоматериалы (с середины 20 века).
Б) Ретроспективность - одна из главных специфических особенностей исторической науки и всех ее отраслей. Она обусловлена тем, что исследователь (историк или источниковед) не может непосредственно поставить эксперимент, провести наблюдение, описание или измерение какого-либо события, случившегося в прошлом. У нас нет машины времени, которая позволила бы побывать в прошедших эпохах, уметь ретроспективно читать источник, т.е. воспринимать его информацию глазами и сознанием людей прошлого. Даже о событиях десятилетней давности мы получаем информацию из оставшихся источников разных типов (вещественных, изобразительных, фонических и письменных).
Исторический источник — это всё, созданное в процессе человеческой деятельности и несущее информацию о процессе развития общества.
Тот или иной объект может быть историческим источником лишь в том случае, если он создан человеком и содержит информацию о деятельности человека.
Каждый исторический источник содержит информацию двух видов:
1) это выраженная или актуальная информация (та, которая воспринята, осознана и используется субъектом-создателем источника);
2) это скрытая, потенциальная информация (существует, но неизвестна субъекту, не осознаётся им). Данная информация меньше подвержена воздействию сознания субъекта и наиболее точно отражает реальность.
3. Классификация исторических источников:
а/ цели и задачи классификации;
Классификация – это разделение источников на группы на основании внутренних признаков, раскрытие внутренне необходимой связи между отдельными категориями исторических источников: типами, родами и видами. С середины ХIХ в. получило распространение деление всех источников на «остатки» и «предания». «Остатками» называли части явлений, которые сохранились (останки людей, материальные следы деятельности людей: домашняя утварь, оружие и т. д., письменные документы для текущих нужд); а также язык, песни, реликты древних обычаев. Главная черта «остатков» — они не создавались специально для передачи информации о прошлом.
Цель классификации исторических источников — ориентирование в многообразии источников для их удобного изучения и анализа. Правильная классификация облегчает понимание и научную критику источников.
б/ проблемы классификации;
В исторической науке проблема составления генеральной классификации исторических источников разрабатывается чуть менее трехсот лет. Крупнейшие зарубежные и отечественные историки, профессиональные источниковеды пытались её решить. Но, несмотря на то, что каждый из них внес огромный вклад в дело составления классификаций исторических источников, проблема эта остается нерешенной, и по сей день. Более того, в отечественном источниковедении до сих пор не сформировалось единого мнения по вопросу определения самого понятия «исторический источник». Но это вовсе не означает, что из всех вариантов классификаций исторических источников невозможно выбрать оптимальный. Просто выбор этот в виду отсутствия общепризнанной «идеальной», если так можно выразиться классификации становится во многом «делом вкуса», то есть каждый может выбрать свою «лучшую» классификацию.
в/ типы, виды, разряды, категории исторических источников;
В ходе источниковедческого анализа источниковедение использует данные всех дисциплин и отраслей знания, которые дают возможность изучать произведения, созданные людьми, и анализировать их как источники информации об их создателях.
Э. Бернгейм «Введении в историческую науку» хорошо передает разнообразие форм исторических источников. Это ‒ речь, письмо, изображение. Все источники этого типа он объединяет под общим названием «известия» (традиция). Среди них выделяются: устная традиция (песнь, рассказ, сага, легенда, анекдот, крылатые слова, пословицы); письменная традиция (исторические надписи, генеалогические таблицы, биографии, мемуары, брошюры и газеты); изобразительная традиция (иконография исторических личностей, географические карты, планы городов, рисунки, живопись, скульптура).
Другой тип исторических источников – «остатки», т. е. непосредственные результаты самих событий, среди которых Бернгейм выделяет такие виды: непосредственные следы жизни древних времен; данные языка; существующие обычаи, нравы, учреждения; произведения всех наук, искусств, ремесел как свидетельства о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях, словом, степени всего развития их творцом и его кремени; деловые акты, протоколы и всевозможные административные документы; монументы и надписи, не содержащие каких-либо сведений (пограничные знаки, монеты и медали); законодательные, делопроизводственные и тому подобные документы.
Существует несколько способов классификации исторических источников.
Исторический источник подразделяются на 7 групп: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотодокументы, фонодокументы. Например, письменные источники включают летописи, законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписки, а вещественные: картины, рельефы, изображения на стенах или на любой другой поверхности и др.
г/ историческая традиция и исторические остатки - общее и особен-ное.
В науке давно уже существует представление о двух типах исторических источников. К первому относятся так называемые исторические остатки, ко второму — историческая традиция. Под историческими остатками понимаются остатки непосредственной деятельности людей, прямые свидетели исторических фактов (например, подлинные акты, монеты, архитектурные памятники, предметы быта и т. д.). Под исторической традицией понимается отражение какого – либо исторического факта в источнике. Историческая традиция является результатом того впечатления, какое этот факт произвел на современников или потомков. Она передает историческое событие так, как оно преломилось в сознании людей (авторов летописей или мемуаров, певцов и сказителей былин и т. п.). Иноземные путешественники, например, оставили описание кремлевских зданий XVI в. Но у нас сохранились и самые здания. Описания древнего Кремля являются исторической традицией, а подлинные здания — историческими остатками. Исторические остатки являются более правдивым материалом, чем историческая традиция. Но количество их невелико; кроме того, они охватывают обычно лишь небольшой круг исторических явлений. При всей ценности исторических остатков, без помощи исторической традиции невозможно было бы написать связную историю многих народов.
4. Основные этапы работы исследователя с источником.
Для всестороннего изучения того или иного вопроса необходимо исчерпывающее установление источников. Пренебрежение каким-либо источником может сказаться на качестве исследования. Существуют два основных метода выявления материала: «сплошной» (фронтальный) и «выборочный» (эпизодический).
Для определения главных и второстепенных источников нужно исходить из того, какова тема исследования. Принцип тематических задач ограничивает круг подлежащих выявлению источников определенным признаком: хронологическим, территориальным, отраслевым, персональным и т.д. Большую роль в выявлении источников играет научно-справочный аппарат архивов (путеводители, справочники, каталоги), библиотек и справочники, и монографии по истории учреждений.
Однако на пути полного выявления источников встречаются препятствия. Так, например, многие архивные документы разбросаны по разным архивохранилищам. Рукописные сокровища библиотек и музеев недостаточно известны исследователям.
А. Л. Шлёцер выделял следующие стадии:
малая критика или критика слов — оценка подлинности и сохранности текста;
грамматическое и историческое толкование источника — прочтение текста и установление его истинного смысла;
высшая критика или критика дел — установление достоверности текста.
В современной исторической науке выделяются следующие стадии:
выявление источников;
источниковедческий анализ (научная критика);
разработка методов изучения, обработки и анализа данных, содержащихся в источнике.
Источниковедческий анализ:
определение внешних особенностей памятника (материал, почерк, шрифт, оформление…);
прочтение текста источника (могут быть трудности в шрифте, почерке…);
установление его подлинности (по хронологическим, метрологическим, лингвистическим данным, сведениям о событиях, людях, организациях…);
установление времени, места, авторства, обстоятельств и мотивов создания текста (по внешним признакам, упоминанию тех или иных людей, географическим и топографическим приметам…);
Истолкование текста (уяснение смысла понятий, словесных выражений…);
Определение его достоверности, полноты, представительности, научной значимости (насколько полно, точно, достоверно описываются события, источники информации автора документа, личность автора, социальная среда).
5. Основные методы источниковедения.
Термин «метод» трактуется в гуманитарной науке по-разному, поскольку в процессе исторического развития многие понятия приобрели свою многозначность. В переводе с греческого языка, в котором это слово возникло, оно буквально означает – следование, прослеживание, путь к чему-либо.
В научной литературе встречаются такие определения. Метод есть форма практического и теоретического освоения действительности. Иногда пишут так: метод – это некоторое отдельное действие или совокупность связанных между собой действий (операций), применяемых для решения определенных познавательных задач.
Вслед за знаменитым толковым словарем русского языка С.И.Ожегова можно сказать, что метод следует трактовать как способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо, то есть способ действовать, поступать. Таким образом, метод источниковедения – это способ изучения источника.
Существуют разные специальные способы исследования отдельных видов источников – законодательства, актовых материалов, делопроизводства, периодической печати и т.д., например, формулярный метод работы с актами или прием контент-анализа при изучении информации материалов периодической печати. В частности, контент-анализ, как уже говорилось, это количественный анализа текстов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых показателей.
Однако есть общий, универсальный метод источниковедения, логика которого применима ко всем источникам. Цель его – аргументировано оценить информацию источника с точки зрения ее полноты, точности и достоверности, а также решить, каким образом использовать эту информацию для изучения какой-либо проблемы. Поскольку историк, как, впрочем, и любой другой гуманитарий, отбирает, классифицирует и исследует источники в границах своей научной темы.
В советское время часто стали пользоваться терминами – критика происхождения и критика содержания источника. Во главу первой ставилось выяснение влияния условий социальной среды на появление источника, а в центр второй – анализ идейной направленности текста. Вышеназванные понятия и сегодня встречаются в некоторых публикациях.
Однако современное источниковедение в лице С.О. Шмидта О.М. Медушевской и других ученых, давно выработало иные подходы к источнику и постаралось обнаружить более состоятельные, менее конъюнктурные приемы его изучения. В частности, существенно реже стало употребляться слово «критика». И здесь стоит привести слова замечательного историка и источниковеда Василия Осиповича Ключевского, который неоднократно подчеркивал, что историк – наблюдатель, а не следователь.
Поэтому, говоря о способах исследования источника, обратимся к терминам и характеристикам, появившимся в отечественной науке в конце XX – начале XXI вв. Итак, метод источниковедения включает в себя источниковедческий анализ и источниковедческий синтез.