Фрагмент для ознакомления
2
На фундаменте, заложенном при Иване III, выросла ещё более сильная власть его преемника Василия III. По словам Ивана IV, его дед, т. е. Иван III, ещё выслушивал от бояр «многая поносная и укоризная словеса», Василий же III «встречи», т. е. противоречия, по утверждению современника, не допускал. Когда Берсень Беклемишев, принадлежавший к старому московскому служилому роду, попробовал спорить с великим князем по какому-то вопросу, он услышал от великого князя гневные и оскорбительные слова: «Пойди, смерд, прочь. Не надобен ми еси». Берсень Беклемишев упрекал Василия III в том, что он не совещался с боярами, а все дела решал с несколькими, близкими людьми «сам третей у постели».
По словам австрийского посла Герберштейна, внимательно наблюдавшего московские порядки, Василий III докончил то, что начал его отец: отнял у всех князей и других властелинов все их города и укрепления. По мнению Герберштейна, Василий III превосходил властью всех монархов в мире: «Всех одинаково гнетет он жестоким рабством».
Положение, которое заняла Москва в качестве общерусского политического центра после падения последних удельных столиц, и ряд крупных событий в международной жизни XV в. подняли в литературе вопрос о всемирно-историческом значении Москвы. Церковное значение Константинополя было подорвано Флорентийской унией и разгромом Византии турками. До тех пор русские земли привыкла смотреть на Византийскую империю, как на мировую державу, а на Константинополь - как на центр православия и как на «новый Рим», наследовавший значение древнего, «ветхого Рима». В греческой литературе, известной в русских землях, давно уже делались попытки установить преемственную связь Византийской империи с крупнейшими древними царствами. Когда Византийская империя перестала существовать, представление о церковно-политическом значении её столицы- «града Константина», или «Царьграда», - стало переноситься на Москву, которую начали называть «третьим Римом». Митрополит Зосима называл Ивана III «государем и самодержавцем всея Руси», «новым царем Константином», а Москву - «новым градом Константина». Представление о преемственной связи между тремя мировыми державами нашло законченное выражение в послании монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея к Василию III. Он развивает мысль, что «новый Рим» (Константинополь) погиб вследствие измены православию (Флорентийская уния). Русское царство есть последнее мировое царство, а Москва - «третий Рим». Обращаясь к Василию III, Филофей писал: «Блюди и внемли, благочестивый парь, яко вся христианская царства снидошаея в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быт и».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времён Ивана Грозного. - М., 1982. – 195 с.
2. Кобрин В. Б. Иван Грозный. – М., 1989. – 81 с.
3. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. – М., 2007. – 480 с.
4. Флоря Б. Н. Иван Грозный. – М., 2002. – 408 с.