Фрагмент для ознакомления
2
1. Назовите жанровые признаки философского романа.
Жанровыми признаками философского романа является иллюстрирование в содержании романа какого-либо философского взгляда и поддержании этого взгляда на протяжении всего романа.
2. Философские взгляды А. Мердок и их воплощение в романах писательницы.
Философские романы писательницы показывают её излюбленные тезисы о непредсказуемости человека и неисчерпаемости реальности. Чаще всего романы Мердок связаны с частной и семейной жизнью героев. Её интересуют желания, порывы, страсти душ. Любит раскрывать мужчин и женщин, которые из-за своего отличающегося от остальных интеллекта, вынуждены уходить в свой мир и вести разговоры с самими собой. «Под сетью» - посвящён поиску подлинности, любви в обществе, котором все критерии размыты или превратились в бессмысленные понятия.
Тема искусства является одной из важнейших тем для творчества писательницы. Начиная с романа ''Замок на песке'' тема искусства занимает значительные позиции в творчестве Мердок. Данную тему писательница так же раскрывает в экзистенциалистском ключе. Искусство отображается в основном в объективности изображения окружающего мира и человека в мире. Представление об искусстве идеализированно; задача художника (как и задача писателя) – изображать мир таким, какой он есть, а не в качестве ''символа собственных настроений''.
В качестве основной проблемы литературы Мердок выдвигает проблему человеческой личности. По её мнению, роман должен повествовать о сложной нравственности жизни человека, о загадочности человеческого индивидуальности, о том, что человек – это необыкновенная ценность, она выступила против романа – мифа, романа-притчи и связала роман с философией. Мердок ценит в человеке романтику мечты, непокорство, стремление к духовным ценностям. Герой романа «Под сетью» Джэйк Донагью отрекается от позиций полу-правды, не желая принимать условия, продиктованное властью денег. В творчестве Мердок развивались реалистические и романтические начала: «Колокол», «Отрубленная голова», «Замок на песке», «Единорог», «Итальянская девушка». В романе «Красное и зелёное» впервые появляется историческая тема. В произведении отображаются события пасхального восстания 16 года в Ирландии и их трагическая судьба. В романе 70-х: «Человек случайности», «Чёрный принц», «Священная и земная любовь» на первый план выдвигается философская проблема случайности в жизни человека: все как будто происходит случайно, но по существу в жизни действует нечто неизбежное, определяющее судьбы людей. Это «неизбежное» создаётся самими людьми, их страстями, их поступками, путаницей их отношения, злыми побуждениями. Случайности часто оборачиваются трагедией. В романе «Чёрный принц» игра случайности в жизни писателя Брэдли Пирсона не только мешает ему осуществить свои стремления, но и втягивает его в сложные отношения с семьёй Арнольда Баффина, которые завершается трагедией. Невиновного Пирсона осуждают в убийстве А. Баффина. Любовь показана, как роковая страсть.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Михальская Н.П. Аникин Г.В. Английский роман 20 в. М., 1982.
2. Ивашева В.В. Литература Великобритании, 20 в. М., 1984.
3. Уткина И.В. «Черный принц» А. Мердок // Писатель и жизнь. М., 1987