Фрагмент для ознакомления
2
1. Название, автор, дата публикации в США и в РФ «Голодные игры» (англ. The Hunger Games) - первый роман в одноимённой трилогии американской писательницы Сьюзен Коллинз. В США роман вышел в 2008 году (в России издан в 2010 году) и за короткое время стал бестселлером. Коллинз продала права на экранизацию компании Lionsgate, одноимённый фильм вышел в прокат 22 марта 2012 года.
2. Жанр, чем особенно отображение антиутопии именно в данной серии книг?
Жанр – антиутопия.
«Голодные игры», не смотря на большую нацеленность к женской аудитории, имели некоторую популярность и у мужчин и подростков. Трилогия Коллинз была способна предложить кроме любовной линии полноценное приключение. После выхода первого фильма «Голодные игры» книги в России были полностью распроданы и получили дополнительные тиражи, которые могли по размерам тягаться с сумеречной сагой. Во многом именно коммерчески удачные «Голодные игры» дали зеленый свет как трилогиям «Дивергент» авторства Вероники Рот и «Бегущий в лабиринте» Джеймса Дэшнера, так и одиночным произведениям разного рода популярности.
Общие черты подобных произведений присущи и «старшим» представителям жанра, но при этом у подростковых антиутопий есть жанры, свойственные лишь им. От нарочито обыкновенно-необыкновенных героев, чья судьба бороться с режимом буквально предопределена чем-то свыше, до удивительного соседства продвинутых технологий с предметами откровенной старины. Также подростковые антиутопии обладают большей долей пафоса, нежели произведения, нацеленные на взрослую аудиторию.
Авторы старательно затачивают углы и сгущают краски. Мир строго делится на черное и белое, цели антагонистов лишены неоднозначности, а конец чаще всего оказывается благосклонен к главному герою.
Одной из черт, характерной для подростковой антиутопии, следует считать строгое разграничение между взрослыми и детьми. Речь идет не столько о разнице в опыте, сколько о представлении о мире в целом.
Классическая подростковая антиутопия – это война ребенка с враждебным миром, который чаще всего представлен в лице одного конкретного взрослого. Закон жанра таков, что зачастую единственными носителями правды являются дети, которым взрослые не верят. Таким образом, читатель получает не только историю борьбы маленького человека с большим миром, но и очередную притчу об извечной борьбе между детьми и взрослыми. Что характерно, в рамках подростковой антиутопии правы все же дети .
Во многих антиутопиях – «Голодные игры» (С. Коллинз), «Дивергент», «Мятежная» (В.Рот), «Дающий» (Л. Доури) – спусковым сюжетным крючком является инициация. Переход героя из одного состояния в другое. Зачастую авторы используют троп «ломания ожиданий». Вместо того, чтобы пройти «обряд посвящения» без каких-либо проблем («Дивергент»), главный герой либо случайно обнаруживает свою инаковость, либо меняет порядок прохождения («Голодные игры»), либо подчиняется судьбе, тем самым приближаясь к страшной правде («Дающий», «Мятежная»). Этот эпизод очень важен, так как он тесно соприкасается с антиутопиями «первого поколения». Тема индивидуальности затрагивалась еще в родоначальнике жанра, в утопии. Как правило, чтобы прийти к модели идеального общества, люди должны отказаться от индивидуального, придя к целому. Лишь так общество сумеет искоренить зависть и злость по отношению друг к другу, тем самым создав мир. Антиутопичные государства как раз следуют такому шаблону, навешивая на героя и его окружения рамки вместе со строго обозначенными ролями.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Игнатова И. В. Отличительные черты молодежной антиутопии как жанра художественной литературы (на примере трилогии С. Коллинз «The Hunger Games») // Российский гуманитарный журнал. 2015. № 6.
2) Коллинз С. Голодные игры / пер. с англ. А. Шипуллина. – М. : АСТ, Астрель ; Владимир : ВКТ, 2010.
3) Хомич, Э. П. Проблемное поле подростковой литературы / Э. П. Хомич // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 1 (56). – С. 325-327.
4) Черняева Ю.Г. Подростковые антиутопии как новая веха жанра// Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям : сборник докладов X Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных (Белгород, 28 апреля 2022 года). В 6 т. Т. 2 / ответственные редакторы Н. В. Посохова, В. В. Кистенев, Н. Е. Мережко, С. А. Енина, М. Е. Мережко, О. Г. Еремина. – Белгород : БГИИК, 2022. С. 284-286