Фрагмент для ознакомления
2
Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель при помощи постановки скрупулезно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Исходя из энциклопедического словаря педагога, беседа - (ст.-слав. - слово, речь) – это педагогический метод и в то же время форма организации педагогического процесса [4, с. 23].
Она предполагает обнаружение интересующих исследователя связей на базе эмпирических данных, которые получаются в реальном двухстороннем общении с испытуемым. Но при осуществлении беседы перед исследователем встает ряд трудноразрешимых проблем, которые касаются откровенности испытуемых, их отношения к исследователю.
Беседа – это метод непосредственного общения, который дает возможность получить от собеседника интересующую исследователя информацию с помощью заранее подготовленных вопросов. Беседа дает возможность проникнуть во внутренний мир собеседника, раскрыть причины его поведения, получить информацию о его моральных, мировоззренческих, политических и других возвышенных взглядах.
Однако беседа - очень сложный метод, требующий от преподавателя особой душевной чуткости, знания психологии и умения слушать. Поэтому ее часто используют как дополнительный метод.
Техника ведения беседы достаточно сложна. Участники беседы должны уметь задавать вопросы, тактично слушать, возражать, сомневаться, доказывать и взаимодействовать, даже если они молчат. В беседе не рекомендуется переманивать собеседника на свою сторону или навязывать свою позицию. В разговоре важны тон голоса и ненавязчивый ритм.
Как уже говорилось выше, беседа относится к практическому методу педагогического исследования, то есть к способу сбора и накопления информации. Кроме того, беседа – это метод активного психообразования. Характер вопросов и ответов в общении способствует не случайности, а воспроизведению, сопоставлению, умозаключению и обобщению наиболее важных и существенных фактов.
Беседа - одна из самых известных творческих педагогик. Ее блестяще использовал Сократ. Беседа, в которой ученики сами открывают для себя новые знания, потому и называется сократической. Главная функция метода - стимулировать, но он с таким же успехом реализует и другие функции. Ни один другой метод не является столь универсальным и эффективным во всех отношениях.
В беседе, как и в других методах обучения, важно подчеркнуть, что познание может развиваться дедуктивно или индуктивно. Дедуктивные беседы основаны на общих правилах, принципах и понятиях, которые ученики уже знают и которые они анализируют, чтобы сделать конкретные выводы. В индуктивных беседах ученики исходят из отдельных фактов и понятий и делают общие выводы на основе их анализа [3, с. 85].
В начальной школе беседа наиболее эффективна для:
- подготовки учеников к работе на уроке;
- ознакомления их с новым материалом;
- систематизации и закрепления знаний;
- текущего контроля и диагностики усвоения знаний.
Содержание беседы могут быть записаны полностью или по частям, в зависимости от цели исследования. При составлении полного протокола беседы целесообразно использовать диктофон. При соблюдении всех необходимых условий проведения интервью, включая сбор предварительной информации об испытуемом, этот метод может стать высокоэффективным средством психолого-педагогического исследования. Поэтому беседу целесообразно проводить с учетом данных, полученных с помощью наблюдений и анкетирования. В этом случае в задачи входит валидизация предварительных выводов, сделанных по результатам психологического анализа или полученных с помощью этих методов для первичной ориентации в характеристиках субъектов исследования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Закирова А. И., Турковская Н. В. Интервью как современный метод исследования //Дневник науки. – 2017. – №. 4. – С. 6-6.
2. Замятина Е. И., Салдаева К. В., Кузнецова А. Я. Интервьюирование как один из рефлексивных методов педагогического исследования //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2019. – №. 12. – С. 149-152.
3. Курмаева И. С., Баймишева Т. А., Чернова Ю. В. Сущность и характеристика основных педагогических методов применяемых в учебном процессе //Совершенствование основных профессиональных образовательных программ в вузе: проблемы и возможные пути их решения: Материалы Всероссийской научно-методической конференции/Башкирский государственный аграрный университет. – 2018. – С. 85.
4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Ред.кол. М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.