Фрагмент для ознакомления
2
Урало-сибирская роспись – явление народного искусства, зародившееся на Руси в 17 веке в процессе освоения Западной Сибири и земель Уральских гор, направленное на украшение как предметов декоративно-прикладного искусства, так и домов.
1.1. Историческое развитие и значение Урало-сибирской росписи
В процессе переселения русских на ново-захваченные территории Западной Сибири в 16-17 веках, происходило и смешение традиций, укладов и быта переселенцев. Под это смешение так же попадало и декоративно-прикладное искусство. Одним из таких видов искусства была Урало-Сибирская роспись, представляющая собой свободную кистевую роспись масляными красками по металлическим, деревянным и иным поверхностям. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространенный среди крестьянства обычай расписывать свои дома. Декоративная роспись Урало-Сибирского стиля признано одним из наиболее ярко выраженным самобытным явлением русского народного искусства.
Рис.1 Карта освоения Западной Сибири 16-17 вв.
Основные города художественно-промышленной жизни Уральских земель можно представить следующим образом:
- Соликамск - как наиболее крупный промысловый центр в XVII веке;
- Тобольск – центр росписи икон мастерами, приехавшие из Великого Устюга, Сольвычегодска, Владимиро-Суздальской земли, с Украины;
- Кунгур, один из городов, в охваченным разделением специализации производства, конкретно там красили коромысла;
- Оханск – поселение, где делали крашеные телеги;
- Шадринский и Талицкий район, районы, где точили и распиливали деревянные чаши;
- Далматов — изготавливали прялки и т. д.
В 40-х гг. XIX в. широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Особенную известность приобрели тагильские (пермские) берестяные бураки. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений.
1.2 Техники Урало-Сибирской росписи
Покрывали изделия цветочной росписью. Самой распространенной композицией был "букет", используемый в различных видах расписных промыслов в XVII — XIX вв. Мастера Русского Севера и Поморья привезли с собой традицию, ставшую одной из отличительных черт урало-сибирской росписи: двухцветный мазок. Это были в основном художники-травщики, рисующие растительные орнаменты на полях икон, а в свободное время подрабатывающие росписью домов и бытовой утвари.
Рис. 2 Пример техники рисования двухцветным мазком
Сама техника рисования заключалась в том, что на край плоско выставленной широкой кисти клались сначала белила, затем в зависимости от необходимой композиции брали вторую цветную краску. Мазок наносили таким образом, чтобы белый цвет шёл по внешнему контуру. Это позволяло облегчить живопись, которая состояла из густых неразбавленных цветов.
Традиционные цветами любого вида искусства на Руси в те времена оставались белый, красный и черный.
1. Белый. — это цвет чистоты и прозрачности, как бы некое олицетворение солнечного луча. Впрочем, иногда слово «белый» означает уже даже не цвет, а такие понятия как «чистота», «бессмертие» или нечто «сокрытое от глаз», а значит, «глубинное», «священное».
2. Черный – цвет ночи, мрака, темноты и нечистой силы. Жизни по ту стороны солнечного цвета. Совмещение этих двух цветов означало во многих культурах гармонию дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти.
3. Красный – считается самым ярким цветом, символом крови, жизни, красоты.
В середине XVIII века российский посол в Англии Антиох Кантемир перевел на русский язык «спектр Ньютона» и вот, что у него получилось: фиалковый, пурпуровый, голубой, зеленый и желтый.