Фрагмент для ознакомления
2
Проблема творческого начала в научной сфере обусловлена различной природой центральных понятий: собственно, науки, где в основе положены логические принципы и рациональность познания, и творчества, базирующегося на иррациональности и интуитивности . Творчеством, как правило, называют процесс преобразования окружающего мира, согласно желаниям, стремлениям и потребностям индивида, «созидательную активность личности» , проявляющуюся во всех сферах человеческой жизнедеятельности, начиная с бытовой и заканчивая созданием высшей формы «творческого продукта» – научного открытия, призванного обозначить подвижки в научно-технологическом прогрессе социума в целом. Современная наука располагает большим опытом в осознании сущности науки и творчества, их взаимоотношений и связей. Однако вопрос о верификации термина «научное творчество» и на сейчас является дискуссионным в исследовательских кругах, в том числе и в психологических
Интерес именно учёных-психологов к природе научного творчества обусловлен связью творческого процесса с мыслительными механизмами, а также областью бессознательного, где, как утверждают исследователи, рождается сама идея нового изобретения (его образ) . Процесс же воплощения этого «сна наяву» или «игры воображения» чётко структурирован и алгоритмичен, включая постановку проблемы, выдвижение гипотезы, приведение доказательной базы, а в случае с техническими изобретениями, и собственно материальная реализация задуманного.
Научное творчество определяется в качестве «системного явления», призванного объединить стандартизированные (поскольку обусловлены научностью) логические формулы организации мыслей и такие характеристики как спонтанность и креативность .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Васильева Е. Е. Понятие «научное творчество»: подходы зарубежных и отечественных исследователей // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2018. – Т. 216. – С. 58–64.
2. Воробьева С. В. Логико-когнитивные факторы системной модели научного творчества // Творчество и культура в свете философской рефлексии. Творчество культуры и культура творчества: Сборник научных трудов VI Международной научно-теоретической конференции, посвященной памяти доктора философских наук, профессора Г. Ф. Миронова, Ульяновск, 16–17 февраля 2018 года / Под редакцией М. П. Волкова. – Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2018. – С. 263–271.
3. Ильин Е. П. «Психология творчества, креативности, одаренности». – Санкт-Петербург: 2009.
4. Кузьмина Р.И. Особенности составления программы по дисциплине «Психология творчества» для магистров. / Р.И. Кузьмина // Подготовка педагога основного общего образования: вызовы времени и стратегии реализации. - Казань, 2017. - С. 173-181.
5. Кузьмина Р. И. Психология творчества как дисциплина и как наука: размышления автора // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59–1. – С. 473–477.
6. Кузьмина Р.И. Проблемы творчества: неосознанная активность мозга. / Р.И. Кузьмина // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия. Педагогика. Психология. № 2 (8). -Симферополь, 2017. - С. 94-99.
7. Кузьмина Р.И. Творческая группа как информационное пространство для психолога. / Р.И. Кузьмина // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия. Педагогика. Психология. № 3 (9). - Симферополь, 2017. - С. 64-68.
8. Мусина Ж. А. Понятие научного творчества и его роль в научном процессе / Ж. А. Мусина, Г. С. Каримова, С. К. Сальменова, А. И. Нурмат // The Scientific Heritage. – 2021. №59–3. – С. 23–26.