Фрагмент для ознакомления
2
Фотография с момента своего возникновения стала своеобразным катализатором многовекового философского спора о мимесисе — проблеме подражания действительности в искусстве. Если в античной традиции, восходящей к Платону и Аристотелю, мимесис понимался как творческое воспроизведение природы, предполагающее отбор и преображение реальности, то фотография, казалось бы, довела этот принцип до абсолютной технической реализации. Однако именно её постановка вопроса о мимесисе оказалась наиболее парадоксальной — механическая точность фотографического изображения одновременно и подтвердила, и опровергла классические представления о подражании.
Литература, веками считавшаяся главным средством отражения действительности, внезапно столкнулась с конкурентом, способным запечатлеть мир с беспрецедентной точностью. Однако именно в этом противостоянии раскрылась сложная природа реализма — оказалось, что он не сводится к простому копированию реальности, а требует интерпретации, отбора и осмысления.
В статье «Современная публика и фотография» Шарль Бодлер высказывает резко критическое отношение к фотографии, рассматривая её как симптом упадка искусства в буржуазную эпоху. Поэт-бунтарь, ярый защитник возвышенного и идеального в искусстве, Бодлер с презрением отвергает фотографию как механическое копирование действительности, лишённое творческого духа. Для него фотография — это торжество материализма, удовлетворяющее лишь примитивную тягу толпы к точному воспроизведению реальности.
Он с горечью пишет о том, что современное общество, одержимое прогрессом и практической полезностью, готово променять подлинное искусство, требующее воображения и идеализации, на холодную точность дагерротипа.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1.Балаш А.Н. Концепция подлинности произведения искусства В. Беньямина в эпоху цифровой культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры, № 3 (32), 2017, с. 84-87.
2.Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Электронный ресурс. URL: https://monoskop.org/images/3/3f/Benyamin_Valter_Proizvedenie_iskusstva_v_epokhu_ego_tekhnicheskoy_vosproizvodimosti_Izbrannye_esse_1996.pdf Дата обращения 02.04.2025.
3.Бодлер Ш.П. Современная публика и фотография. Электронный ресурс. URL: https://bodlers.ru/1859-Sovremennaja-publika-i-fotografija.html Дата обращения 02.04.2025.
4.Ветров Д.Н. О неприятии фотографии, продиктованном некоторыми имплицитными свойствами фотографического изображения // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии, № 3 (70), 2017, с. 16-30.
5.Магомедова Ю.С. Мимесис Платона в контексте различных интерпретационных стратегий // Манускрипт, № 7 (93), 2018, с. 90-93.