Фрагмент для ознакомления
2
возникновения компьютерной зависимости у подростков. Но, кажется, этот возраст становится все младше и младше.
1. Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют подростку достаточно времени, которое необходимо для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не проявляют интерес о состоянии душевного мира, не интересуются его мыслями и чувствами, тем, что действительно тревожит и волнует ребенка, не слышат его. Разумеется, по этой причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, а также и другие виды зависимостей и различные формы отклонений в поведении [22, 27].
2. Отсутствие у ребенка серьезных интересов, хобби, увлечений, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, жил-был 13-летний подросток. Читать не любил, ничем особо не увлекался, гулять тоже не любил, помогать по дому особо не стремился, да и к учебе проявлял мало рвения. Любил только телевизор смотреть и ничего не делать. В определенный момент появляется у данного подростка компьютер. Он понимает, что можно находясь дома, не утруждая себя стать крутым бандитом (в игре), найти собеседника, с которым всегда можно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Такая радужная перспектива приковывает подростка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая [15, с. 86].
3. Неумение подростка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Предположим, ребенок (подросток) слишком застенчив и не может побороть собственную застенчивость. Или же наличие какого-либо видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у подростка развились черты характера, которые препятствуют установлению дружеских привязанностей: злобность, замкнутость, мстительность, чрезмерная жадность, обидчивость, агрессивность [27, с.16].
4. Общая неудачливость подростка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребенок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребенка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация [18, с. 43].
5. Следующая причина схожа с двумя предыдущими. Психологи выделяют ее как одну из первых, и обозначили эту причину как «наличие тяжелой инвалидности, серьезного заболевания». Если ребенок-инвалид учится на дому, если круг его общения очень ограничен, если он почти или вовсе не выходит из дома, если тяжелые увечья препятствуют установлению контактов с окружающими или отвращают окружающих от ребенка, то компьютер может стать единственным средством общения, получения информации, единственным развлечением и занятием. Под физическими недостатками, препятствующими общению, мы подразумеваем отсутствие слуха, зрения, ДЦП, затрудненную речь, тяжелую форму эпилепсии, тяжелые пороки сердца, атрофию мышц и т.п [30, с.27].
Разумеется, нет ничего плохого в том, что компьютер позволяет таким детям «открывать мир», находить друзей – это абсолютное благо. Зависимость же наступает тогда, когда при появлении альтернативных возможностей обучения, общения, досуга, они (эти новые возможности) отвергаются, когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, но не информации, не пользы. Детская психика еще не окрепшая, стержень характера еще не сформировался, «компьютерных соблазнов» очень много, а во многих компьютерных играх могут использоваться эффекты, оказывающие психологическое влияние [37, с. 300].
Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребенок и подросток, но шансы уменьшаются, если: в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия; у ребенка разносторонние интересы и увлечения; ребенок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими; ребенок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели [32, с.6].
Четыре признака Интернет - зависимости:
1. Навязчивое желание проверить e-mail
2. Постоянное желание следующего выхода в Интернет
3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет
4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [36, с.180].
В других исследованиях Интернет-зависимости было установлено, что Интернет-зависимые часто «предвкушают» свой выход в Интернет, чувствуют нервозность, находясь в off-line, врут относительно времени пребывания в Интернете, и чувствуют, что Интернет порождает проблемы на работе, финансовом статусе, а также социальные проблемы.
С выявления аддиктов посредством массового сетевого опроса (Web-onpoca) начала свою деятельность в данной сфере К. Янг, а наиболее масштабный опрос (более 17 тысяч респондентов) был проведен Д. Гринфилдом. Результаты этих опросов составили основу соответствующих книг. Гринфилд останавливается на зависимости от сексуальных, коммуникативных и потребительских (связанных с приобретением товаров и услуг) применений Интернета, а К. Янг опирается главным образом на опыт консультирования тех, кто проявил зависимость от коммуникативных ресурсов Интернета [19, с.33]. Гринфилд подчеркивает, что зависимости от Интернета очень часто (в 20% случаев, по его данным) сопутствует сексуальная аддикция. Экран монитора, по его мнению, действует гипнотически и вводит пользователей в трансоподобные состояния, отчего, скажем, любовные послания приобретают особую эффективность: побочным эффектом является фиксация зависимости от Интернета. Для формирования зависимости имеют значение также доступность и непрерывность (нон-стоп - 24 часа в сутки) Интернета, стимулирующая роль содержащейся в Сети информации и ее интенсивность, возможность анонимности, расторможенности и возрастающей интимности. Бегство в виртуальную зависимость от Интернета - процесс стадиальный, как утверждает К. Янг: на первой стадии происходит знакомство и заинтересованность Интернетом и новыми возможностями, на второй -Интернет замещает значимые стороны жизни, на третьей - можно говорить о собственно бегстве: «Вы совершаете бегство из реального мира и из своей жизни, и это бегство не дает вам предпринять попытки что-либо изменить в своем реальном мире. Вы живете где-то в другом месте» [20, с. 127]
Надо отметить, что по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме [31, с. 34].
Итак, благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, страдающим от вредных привычек, предоставляя им возможность отказаться от последних, и в то же время может наносить вред подросткам и молодежи, которые вместо социализации в реальном мире, находят возможность социализации в виртуальном мире.
Создание виртуальных образов, зачастую очень далеких от реального образа, является компенсаторным механизмом, обусловливающим выраженную интернет-зависимость. Наиболее сильным провоцирующим фактором в данном случае является набор свойств интернет, как средства коммуникации. Анонимность и фактическая невозможность проверки предоставленной о себе информации, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных характерологических и иных особенностей, стимулируют развитие интернет-аддикции в подростковой возрастной группе [18,c. 43].
В реальном общении со сверстниками возможности отождествления с идеальным «Я» ограничены непосредственным контактом, допускающим возникновение ситуаций, резко проявляющих несоответствие между реальными и декларируемыми качествами. Это обстоятельство практически полностью исключено при коммуникации в пределах сети. В большинстве случаев общение в рамках сети не предполагает в последующем переноса отношений в физический мир, что оставляет за пользователями полную свободу действий.
Интернет зависимость легче предотвратить, чем лечить. Виртуальный мир дает подростку искаженное представление о реальном мире. К уходу ребенка в виртуальный мир может привести и еще одна ошибка – слишком ответственные родители, которые просто не дали ребенку наиграться. С самого раннего детства родители водили малыша в различные секции и кружки. В итоге к 10-12 годам ото всего этого подросток устает, может взбунтовать, бросить занятия и уйти в виртуальный мир. Между тем, именно с этого возраста нужно загружать подростка дополнительными занятиями по максимуму [33, с. 127].
Сетевое общение позволяет подростку жить в образах своей мечты и осуществлять в рамках этих образов столь желаемую (сколь и невозможную в реальных условиях) коммуникативную активность [28, c. 90].
Надо отметить, что по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем. Хотя, как показывают исследования Московских психологов [2, с.78], многие Интернет зависимые отдают себе отчет в том, что не получат реальной поддержки в сети, и не расценивают Интернет как среду, гарантирующую общение.
В медицине известны способы лечения синдрома отмены («ломок» в простонародье), который развивается в течение нескольких дней после отказа от наркотика, скажем от героина, с помощью перевода пациента на более «легкие» наркотики, например метадон. В этом смысле, для многих алкоголиков, наркоманов, курильщиков и других людей, склонных к созданию сильных зависимостей, Интернет стал более «легким» наркотиком и шансом избавиться от более серьезных зависимостей. Мне известны алкоголики и наркоманы, которые сократили злоупотребление вредными веществами, а многие и вовсе отказались от них, благодаря многочасовым сессиям в Сети. То есть, они заместили одну зависимость на другую. По такому же принципу работают многие методы психотерапевтического лечения зависимостей: заместить вредную привычку на более «экологичную», безопасную. Скажем, в группах Анонимных алкоголиков и наркоманов развивается зависимость от общения в группе.
Также, Интернет-зависимость является более «экологичной» по сравнению с зависимостями от религиозных сект, где людьми откровенно манипулируют с целью установления власти и материальной наживы. Известно, что участники этих религиозных движений, ежемесячно должны жертвовать определенные суммы денег, они постепенно утрачивают собственную волю и сходят с ума. Так, что религиозный культ является в данном случае маскарадом, скрывающим истинные намерения руководителей. В секты тоже попадают зависимые, внушаемые люди [7, с. 15].
Следует выделить еще один важный аспект, связанный с Интернет зависимостью и влияющий на становление иных форм аддиктивного поведения. Подростки, непосредственно находясь в режиме реального времени, могут встретиться с такими серьезными опасностями, как: эксплуатация доверия подростков: их могут склонить на совершение непристойных и агрессивных действий; доступ к порнографическим сайтам: подростки могут случайно попасть на подобного рода информацию ввиду ее широкой распространенности в сети Интернет. Специальное программное обеспечение, предназначенное для ограничения доступа детей к таким сайтам, не всегда эффективно срабатывает, а зачастую вообще отсутствует [33, с. 127].
Также опасны неподходящие сайты с деструктивным и вредным контентом, например, с содержанием инструкций по изготовлению и применению взрывоопасных или наркотических веществ. Родителям необходимо интересоваться веб-сайтами, которые посещают их дети, и быть внимательными к любым изменениям в поведении ребенка.
Увлечение виртуальными играми с тематикой насилия повышает агрессивность и жестокость подростков. Поэтому родителям нужно знать, какие игры предпочитает их ребенок и уметь предложить конструктивную альтернативу.
Формирование противостояния к Интернет-аддикции, ее профилактика и коррекция являются объектом педагогического воздействия.
1.4. Типология интернет зависимости
Соглашаясь с суждением К. Янг о неоднозначности феномена Интернет-аддикции и поддерживая позицию Griffiths M.D., мы считаем, что зависимость от Интернета представляет собой группу разных поведенческих зависимостей, где Интернет является лишь средством их реализации, а не объектом. Таким образом, мы считаем возможным в зависимости от предпочитаемых подростками сетевых ресурсов выделить следующие типы Интернет-зависимых подростков:
1. Интернет-коммуникаторы – аддикты, которые проводят огромное количество часов в чатах, форумах, дневниках, блогах, через короткие промежутки времени проверяют электронную почту и т.д., то есть заменяют реальное общение со сверстниками на виртуальное.
2. Интернет-эротоманы – аддикты, посещающие разнообразные сайты сексуального и порнографического характера, заводящие любовные романы и знакомства посредством Сети и занимающиеся виртуальным сексом.
3. Интернет-агрессоры – аддикты, значительную часть времени проводящие за посещением сайтов агрессивного характера, демонстрирующих сцены насилия и жестокости.
4. Интернет-когнитиваторы, реализующие свои познавательные интересы посредством Сети (поиск баз данных, составление программ, посещение учебно-образовательных сайтов, участие в телеконференциях и т. д.).
5. Интернет-гемблеры, увлекающиеся сетевыми играми, тотализаторами, аукционами, лотереями и т.д..
6. Интернет-покупатели, реализующие непреодолимую склонность к трате денег посредством многочисленных покупок в режиме реального времени (online) [15, с. 108 ].
Американские психологи (К.Янг, И. Голдберг) выделили в процессе исследования пять основных типов интернет-зависимости:
1. Киберсексуальная зависимость — непреодолимое влечение к посещению порносайтов;
2. Пристрастие к виртуальным знакомствам — избыточность знакомых и друзей в Сети;
3. Навязчивая потребность в Сети — игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) — бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам [42, c. 190]
Игровая зависимость — навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры [36, с.56].
Как и любая сфера деятельности, включающая профессиональные и частные интересы, Интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным, уникальным набором факторов, воздействующих на личность.
На современном этапе развития представляется возможным говорить о формировании интернет-субкультуры, обладающей практически полным набором необходимых признаков: собственным сленгом, внутренней иерархией, набором устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры, определенными этическими нормами, достаточным количеством формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей, осуществляющих в них идейное предводительство [41, c. 47].
Негативным следствием неуправляемого использования Интернет-технологий, по мнению многих исследователей (психологов, педагогов, медиков), является Интернет-аддикция – феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети в виртуальном мире затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире [13, 16, 21].
Интернет-аддикция в форме хакерства распространена в подростковой среде в ограниченных масштабах, что обусловлено, в первую очередь, высоким уровнем профессиональной подготовки, требующимся от потенциального хакера. С другой стороны, многих подростков потенциально привлекает хакерская деятельность, что стимулирует большую отдачу времени общению в сети, что ведет в итоге к формированию интернет
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азарова, Р.И. Досуг современной молодежи / Р.И. Азарова //Внешкольник. – 2003. - № 10.-128с.
2. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестник Московск. Университета, 2003. - Серия 14. Психология. - Т. 14. - № 4. - с. 14-20
3. Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е., Смыслова, О.В. Интернет: воздействие на личность /Ю.Д. Бабаева // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. – М., «Можайск-Терра».- 2000.- с.11-40
4. Баженов, В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников / В. П. Баженов, В. Г. Баженова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 347 с.
5. Белинская, Е.П. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты / Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VIII. / Под ред. В.С. Собкина. - M.: Центр социологии образования РАО, 2000. - 462с.
6. Беляева, А.В., Коул, М. Компьютерно опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития /А.В.Беляева// Психологический журнал, № 2, 1991.-с.145-152.
7. Бирюков, В. Сеть и наркомания /В.Бирюков//Компьютерный еженедельник «Компьютерра» .-1998г.-№16.- с.13-15.
8. Букин, Д. Хакеры. О тех, кто делает это./Д.Букин, М.Букин// Рынок ценных бумаг.-1996.- с.23.
9. Вересаева, О. «Психология и интернет на пороге ХХI века». /О. Вересаева// Психологическая газета.- №12.- 1996.- с.4-6.
10. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета /А.Е. Войкунский// Гуманитарные исследования в Интернете под ред. А.Е. Войскунского. Москва.- 2000.- с.- 100-131.
11. Войскунский, А.Е. Исследования Интернета в психологии /А.Е. Войкунский// Интернет и российское общество под ред. И. Семенова.- Москва.-2002.- с. 235-250
12. Войскунский, А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете /А.Е.Войкунский// Психологический журнал.- №20.-с.126-132.
13. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции /А.Е.Войкунский// Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии.-Москва.- Экопсицентр РОСС. -2000.- с. 251-253.Егоров А.Ю. Нехимические зависимости/ А.Ю. Егоров. - Издательство: СПб: Речь, 2007 г. - с. 192. - ISBN: 5-9268-0649-6.
14. Воробьева, С. В. Разработка программ профилактики социальных зависимостей подростков / С. В. Воробьева // Воспитательная работа в школе, 2012. - № 10. - с. 49-53.
15. Дмитриева, Н.В. Аддиктивная идентичность виртуально зависимой личности : моногр. / Н.В. Дмитриева, О.В. Дубровина. - Ишим : Изд. ИГПИ им. Ершова, 2010. - 210с.
16. Друзин, В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Н. Друзин. - Ярославль, 2011. - 23 с.
17. Давиденко, Н.В. Программа психологической коррекции Интернет-зависимого поведения с использованием методов когнитивной психоотерапии / Н.В. Давиденко, М.М. Акопова. // Актуальные проблемы психол. знания. – 2010. - № 3. - с. 62-66.
18. Залесский, П. Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории / П.Залесский // Москва: Мир Internet, 1999.- № 7-8, с. 42-44.
19. Иванов, М.С. Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции/М.С. Иванов //Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Вып. 2. Кемерово.- 2004.-с. 370-377.
20. Караковский, В.А. Стать человеком. /В.А. Караковский// Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва.- 1993.-с.103
21. Комплексный подход к профилактике социальных зависимостей в подростковой среде : моногр. / С. В. Воробьева (и др.] ; под науч. ред. М. А. Мазниченко, Н. И. Нсскоромных. - Сочи : РИЦ СГУ, 2012. - 306 с.
22. Корнеева, Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом /Е.Корнеева//Мир семьи. – 2004. –с.13-17
23. Маслов, О.Р. Психика и реальность: типология виртуальности. /О.Р.Маслов, Е.Е. Пронина// Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте.-Москва. Российская Ассоциация Искусств. Интеллекта.- 1998.- с. 211-225.
24. Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии диагностики, личностно-характерологические факторы риска формирования, профилактика и психотерапия // Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с муждунар. участием «Клиническая психология в здравоохранении и образовании». - 2011. – Т. 24. – С. 36–41.
25. Маринова, Т.Ю. Социально-психологические аспекты зависимости от компьютерных многопользовательских ролевых онлайн-игр / Т.Ю. Маринова, О.В. Зарецкая // Социальная психология и общество, 2015. - Том 6. - № 3. - с. 109–119.
26. Мюррей, К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии /К.Мюррей// Гуманитарные исследования в Интернете под ред. А Е. Войскунского. - М.- 2000. С.132-140.
27. Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? /В.И.Новосельцев// Директор школы. – 2003. - № 9. – с.13-18
28. Петрова, Н.П. Компьютерное образование: неблагоприятный прогноз? /Н.П.ПЕтрова//Hard'n'Soft. - 1996. - N7. - с. 90-92
29. Рэймонд, Э.С. Новый словарь хакера/ Э.С. Рэймонд.- Издательство: М.: ЦентрКом, 1996 г. - 584 с. - ISBN: 5-87129-005-1
30. Рыбалтович, Д.Г. Интернет-зависимость : реальная патология или норма развития информационного человечества? / Д.Г. Рыбалтович, В.В. Зайцев // Вестник психотерапии, 2011. - № 40. – С. 23–34.
31. Смирнов, В.М. Психология медиа-безопасности: учебное пособие / В.М. Смирнов, А.С. Коповой. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2012. - с. 93
32. Тихомиров, О.К. Информационный век и теория Л.С.Выготского /О.К.Тихомиров// Психологический журнал.- №1.- 1993.-с.35-36
33. Самойлик, А.А. Интернет-зависимость - актуальная проблема современного общества/ А.А. Самойлик// Вестник Череповецкого государственного университета,2013. - № 2. - Т. 2. - с. 126-128
34. Франкл, В. Человек в поиске смысла [Электронный ресурс]/ В. Франкл. - Москва: Прогресс,2001. - Режим доступа: https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/252583-viktor-frankl-chelovek-v-poiskah-smysla.html
35. Фриндте, В. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении / В. Фриндте, Т. Келер // Гуманитарные исследования Интернета/ под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. - с. 40–54. - Перевод А.Е. Жичкиной.
36. Цымбаленко, С.Б. Российские подростки в информационном мире /С.Б.Цымбаленко//ЮНПРЕСС. – 1998. - № 3.- с.55-57
37. Чудов, Г.С. Современная форма виртуальной реальности /Г.С.Чудов// Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. – Москва.-1998.-с. 295-305.
38. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога /М.В.Шакурова//М-2002. – с.156-157
39. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований /С.А.Шапкин // Психологический журнал.-том 20.- 1999.-с. 86-102
40. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.
41. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога./П.А.Шептенко//Москва.-2001.-с.301
42. Шмелев, А.Г. Мир поправимых ошибок /А.Г.Шмелёв// Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка.- М.- 1988.-с.189-191
43. Янг, К.С. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир Интернет.- 2000. -№ 2.- с. 24-29