Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих возможности организовать полноценный отдых, занятость во внеурочное время, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.
Падение авторитета семьи, отсутствие должного внимания со стороны взрослых, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, приводит к асоциальному поведению. Подростков и молодежь успешно используют в своих целях нарко- и порно- дельцы, криминальные структуры, лидеры националистических движений и экстремистски настроенных организаций и группировок, служители религиозных сект. Для того что бы избежать и предостеречь подростка от рецидива важна охранно-защитная концепция. Современная охранно-защитная концепция профилактики предполагает переход от административно-карательных мер к всесторонней медико-психологической, психолого-педагогической и социально-правовой помощи и поддержке семьям и детям группы социального риска, к программам социальной реабилитации и коррекции детей и подростков с отклонениями в психическом и социальном развитии.
По данным МВД, примерно 3,9% от всех раскрытых в стране в 2019 году преступлений совершены подростками либо при их участии. Всего были выявлены 37 953 несовершеннолетних преступника. Статистически на них пришлось 41 548 правонарушения. С одной стороны, положение дел улучшилось по сравнению с предшествующим годом (40 860 привлеченных к уголовной ответственности подростков и 43 553 преступления). Но прослеживается опасная тенденция — число тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних растет: если в 2018 году их было 9716, то в 2019-м — 10 113.
Стоит оговориться, что в статистику не вошли случаи, когда не удалось установить виновника. Разумеется, не отражена и латентная преступность.
В ушедшем году зарегистрировано 1615 случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, все они раскрыты. Формально зафиксировано снижение этого опасного показателя, но аналитики из МВД считают, что радоваться нечему. За снижением может стоять неэффективная работа силовиков по выявлению подобных фактов.
В Республике Коми за 2016 год, анализ преступности среди несовершеннолетних показал, что из 250 преступлений, совершенных несовершеннолетними, основная масса преступлений совершается против собственности – 198 (-37,7 %, аналогичный период прошлого года( далее АППГ ) составил 318, доля – 79,2 %), также несовершеннолетними совершены преступления против здоровья и общественной нравственности – 15 (-55,9 %, АППГ – 34, доля – 6,0 %), против жизни и здоровья – 13 (-78,7 %, АППГ – 61, доля – 5,2%), против порядка управления – 7 (- 30,0 %, АППГ – 10, доля – 5,2 %), против половой неприкосновенности – 4 (+300 %, АППГ - 1, доля 1,6 %), против общественной безопасности – 1 (- 66,7 %, АППГ – 3, доля 0,4 %).
Как отметил заместитель начальника Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления МВД по Республике Коми Юрий Карабут, большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними - это кражи, по ст. 158 УК РФ ими совершено 155 преступлений (-71 преступление; -32,0 %; АППГ - 222; доля - 62,0%), из них - 4,5% (или 7) совершены в 2015 г.; 56,1 % (или 87) совершены в 2016 г.
В настоящий момент существует множество научной литературы и статей, в которых показывают причины подростковой преступности, и методы её профилактике во избежании дальнейших преступных действий, а
так же реализацию охранно-защитной концепции по отношению к подросткам, находящимся в конфликте с законом.
Так Ростокинский Александр Владимирович в своих работах посвящает нас в анализ современного состояния преступности несовершеннолетних в России, причин и условий, ее порождающих, а также организации деятельности правоохранительных органов по противодействию этой преступности.
Обыднева Татьяна Викторовнапишет о том, чтовопросы профилактики правонарушений, совершаемые несовершеннолетними, оставались и остаются актуальными сегодня, что говорит об высочайшей общественно-социальной значимости. Рассматриваются современная система и структура органов профилактики правонарушений несовершеннолетних в России. Анализируя количество субъектов воспитательно-профилактической деятельности, автор говорит о высокой обеспеченности необходимым потенциалом всей системы профилактики. Рассуждая об отсутствии значительных сдвигов в состоянии и динамики, как административных правонарушений, так и преступности несовершеннолетних в сторону снижения, автор также поднимает вопрос о целесообразности функционирования действующего в настоящий момент штата субъектов.
В учебном пособии Ювенальной юриспруденции рассматривается существовавшая ранее система предупреждения преступности несовершеннолетних должна быть заменена на защитно-охранную, представленную комплексом мер медико-психологической, правовой помощи и поддержки семье, детям и подросткам.
В научной работе Козырсой Ирины Николаевны представлены материалы эмпирического исследования факторов, способствующих социальной дезадаптации и ведущих к росту преступности среди подростков. Определены основные направления профилактики подростковой преступности в контексте формирования представлений о безопасном поведении.
Цель курсовой работы заключается в изучении системы охранно- защитной концепции по отношению к подросткам, находящимся в конфликте с законом .
В соответствие с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать причины и факторы нарушения закона в подростковом возрасте.
2. Раскрыть понятие охранно-защитной концепцией по отношению к подросткам, находящимся в конфликте с законом.
3. Рассмотреть формы и уровни охранно-защитной концепции.
4.Изучить реализацию охранно-защитной концепции.
Объектом исследования являются подростки, находящимся в конфликте с законом.
Методы исследования: системный анализ, сравнение, теоретико-правовое прогнозирование.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА И СТРУКТУРА ОХРАННО-ЗАЩИТНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПОДРОСТКАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ
1.1.Масштабы, формы и причины подростковой преступности
Проходит время и в один из дней ребенок уже становится подростком, у него появляются новые интересы, взгляды, ему хочется ощущать новые эмоции от жизни, и вот настаёт тот переходный возраст или как его по-другому называет подростковый возраст.
Рассмотрим, что понимается под подростковым возрастом.
В энциклопедическом словаре «Психология развития», К.В. Поливанова определяет подростковый возраст, как период онтогенеза, занимающий промежуточное положение между детством и юностью (приблизительно от 11–12 до 15–16 лет). В некоторых психологических исследованиях П. в. отождествляется с периодом пубертата, т. е. периодом полового созревания, так как в анатомо-физиологическом аспекте связан с интенсивным половым созреванием. Эмоциональная нестабильность, свойственная этому возрасту, связана, в частности, и с перестройкой гормональной системы, а также с генерализованными процессами возбуждения и торможения, так как нервная система в этот период не в состоянии выдерживать большие и длительные нагрузки. Половое созревание приводит к возникновению полового влечения, часто неосознанного, а также новых переживаний.
Характерным признаком этого периода является повышенный интерес к себе, своим способностям, к своим чувствам. Развитие рефлексии, осознание своих индивидуальных качеств, стремлений и ценностных ориентаций приводит к формированию нового уровня самосознания и самооценки подростков, что является одним из наиболее важных новообразований этого периода. В то же время осознание собственной уникальности, идентичности, а также свойственное этому возрастному периоду сравнение себя с окружающими (сверстниками и взрослыми) приводит к неустойчивости самооценки, амбивалентному отношению к себе.
В других источниках подростковый возраст трактуется как период интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов. В это время резко возрастает ценность для подростка коллектива сверстников, развивается устойчивая потребность в общении с ними.
Важной характеристикой этого периода является формирующееся у младших подростков чувство взрослости как субъективное переживание готовности стать самостоятельным. Отчасти переоцениваемая готовность приводит к частым конфликтам, но последние имеют и положительный смысл, т. к. провоцируют у подростка необходимость более адекватно отнестись к своему месту среди других.
С точки зрения российского права подросток, это несовершеннолетний человек, а несовершеннолетний – это юридическое определение ребенка или подростка, применяемое для разграничения между взрослыми и детьми различных прав, мер защиты, привилегий. Это лица, не достигшие возраста 18 лет (Трудовой кодекс Российской Федерации); лица в возрасте от 14 до 18 лет (Гражданский кодекс Российской Федерации ), Уголовный кодекс Российской Федерации).
Среди негативных компонентов подросткового возраста отмечается увеличение конфликтности поведения, стремление к полной эмансипации от близких взрослых, снижение успешности учебных занятий. Эмоциональная неустойчивость, резкие изменения в поведении, колебания самооценки, так же как и социальная неопределенность этого периода могут приводить и к маргинализации подростков, поискам собственной культуры, стиля поведения и общения, отличающихся как от детских норм, так и от норм и правил взрослых. Возможно и развитие защитной агрессии, как реакции на давление взрослых. При неблагоприятных условиях в этот период могут развиваться так наз. отклоняющееся (девиантное) поведение, различные невротические комплексы.
От этого следует, что подросток может стать частью преступной деятельности. Несовершеннолетние преступники — это лица в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет включительно. Они отличаются от лиц более старшего возраста многими характеристиками личности и преступного поведения.
Но что может вызвать это преступность, каковы его причины?
1) Семейное неблагополучие.
Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения.
Если попытаться квалифицировать семьи «трудных» подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей.
Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени.
Ко второй группе можно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.
Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ Ст.3 от 30.12.2001 // Доступ СПС «Консультант Плюс» .-2020.
2. Конвенция о правах ребенка: одобрена ГА ООН 20.11.1989 г. // Доступ СПС «Консультант Плюс» .-2020.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон № 63-ФЗ от 13.06.1996 (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Федеральный закон N 120-ФЗ Ст.11 от 24 июня 1999 г. // Доступ СПС «Консультант Плюс» .-2020.
5. Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации : федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
6. Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Постановление Правительства РФ №995 от 06.11.2013// Доступ СПС «Консультант Плюс» .-2020.
7. О профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних Постановления Правительства Республики Коми № 233 от 12.05.2020 // Доступ СПС «Консультант Плюс» .-2020.
8. О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних : постановление Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 14.02.2000 (ред. от 06.02.2007) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2000. – № 4. – С. 9
9. Приказ МВД России от 15.10.2013 №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 №31238) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №11, 17.03.2014.
Научная литература
10. Азбука для несовершеннолетних. - М.: Молодая Гвардия, 2016. - 464 c.
11. Андриянова Н.В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних // Социально-гуманитарные проблемы современности : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 5 ч. Ч. 4 / под общ. ред. Е.П. Ткачевой ; Агентство перспективных науч. исслед. – Белгород, 2017. – С. 10-13
12. Антонян, Ю. М. Портреты преступников / Ю.М. Антонян // Криминолого-психологический анализ. М. — 2019. — С. 147
13. Антонян, Ю.М. Формирование личности в детстве и корыстное преступное поведение подростков / Ю.М. Антонян // LexRussica. — 2017. — № 2. — С. 115-122
14. Бакланова, Н. К. Девиантное поведение подростков: основы профилактики / Н.К. Бакланова, Д. А.Потапов, К. В. Бакланов // Наука и школа. - 2018. - №4
15. Бегалиев, К. Прокурорский надзор за расследованием дел о преступлениях несовершеннолетних / К. Бегалиев. - М.: Юридическая литература, 2016. - 96 c.
16. Бельский, А.И. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника // Российский следователь. — 2019. -№15.— С. 48–50.
17. Бояркина, И.А. Инновационные технологии работы с несовершеннолетними в конфликте с законом/ И. А. Бояркина // Технологии социальной работы с различными группами населения: сборник науч. статей. – Чита, 2014. – С. 32-38.
18. Брылева, Е. А. Развитие исправительных учреждений для несовершеннолетних : история и современность / Е. А. Брылева, И. Ф.Гилязов // История государства и права. – 2015. – С. 17–21.
19. Бухаров, М.А. Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних через их патриотическое воспитание / М.А. Бухаров // Научный диалог: Юриспруденция. – 2017. – С. 4-6
20. Валуйсков, Н.В. Основания освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности / Н.В. Валуйсков // Балтийский гуманитарный журнал. — 2017. — Т. 6. — № 4 (21). — С. 463-465
21. Васильева, О.Н. Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминалистического исследования / О.Н. Васильева // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2017. — № 2-7. — С. 23-25.
22. Васильева, О.Н. Причины и условия преступности несовершеннолетних / О.Н. Васильева // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2017. — № 3-7. — С. 81-83.
23. Васильева, Я.В. Административно-юрисдикционные полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и их роль в профилактике преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних // Вестник института: преступление, наказание, исправление.— 2016. -№ 35. — С. 34-39.
24. Горячко, Р.В. Групповая преступность несовершеннолетних / Р.В. Горячко // Проблемы науки. — 2018. — № 11 (24). — С. 58-60.
25. Демко, О.С. Криминологические детерминанты формирования личности несовершеннолетнего преступника / О.С
26. Дидык, А.Н. Особенности личности несовершеннолетнего преступника / А.Н. Дидык // Вестник науки и образования. — 2019. — Т. 2. — № 12 (36). — С. 76-77
27. Дидык, А.Н. Причины и условия преступности несовершеннолетних / А.Н. Дидык // Вопросы науки и образования. 2018. № 2 (14). С. 68-69.
28. Доржиева, Е.Б. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних // Молодой ученый. – 2018. – №23. – С. 78-80.
29. Дровнина О.С. Проблема преступности в подростковом возрасте // Аллея науки. —2017. - № 9.— С. 634-637.
30. Жадан, В.Н. Проблемы криминологической характеристики преступности несовершеннолетних в России // Балтийский гуманитар. журнал. – 2017. – Т. 6, №1. – С. 179-182.
31. Зекох, З.А. Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого с позиции уголовно – процессуального права и криминалистики / З.А. Зеков // Сфера услуг: инновации и качество. — 2017. — № 28. — С.
32. Информационно-аналитический портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] — URL: http://crimestat.ru/analytics
33. Кораблева, К.А. Методы изучение личности несовершеннолетних / К.А. Кораблева // Новая наука: Современное состояние и пути развития. — 2017. — Т. 3. — № 3. — С. 68-70.
34. Куринова, Я.И. К вопросу о преступности несовершеннолетних: криминологическая характеристика / Я.И. Куринова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 3 (94). С. 118-120.
35. Куринова, Я.И. Современная преступность несовершеннолетних: криминологическая характеристика и предупреждение / Я.И. Куринова, Ю.И. Исакова // Закон и жизнь. – 2017. – №2.
36. Павлова, О.В. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних / О.В. Павлова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2-2. С. 32-34
37. Сарычева, А.Р. Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних / А.Р. Сарычева // Наука через призму времени. 2017. № 7 (7). С. 90-94
38. Семенова, О.А. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья подростков в профессиональных образовательных организациях / О.А. Семенова, О.В. Серегина // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2015. - Т. 2. №13. – с. 477-480.
39. Семенова, О.А. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья подростков в профессиональных образовательных организациях / О.А. Семенова, О.В. Серегина // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2015. - Т. 2. №13. – с. 477-480.
40. Серебрякова А. А. Правовое регулирование и практика применения законодательства о возмещении вреда несовершеннолетними от 14 до 18 лет // Российский судья. – 2015. – N 5. – С. 21–23.
41. Соболева, А.В. Социальные методы в социальной работе: теория и практика / А. В. Соболева // Специфика профессиональной деятельности социальных работников: сб. матер. науч. исслед. Н. Новгород: изд-во НИСОЦ, 2015. - С. 178-181.
42. Сучкова, П.А. Преступность среди несовершеннолетних граждан и ее предупреждение / П.А. Сучкова // Academy. 2017. Т. 2. № 6 (21). С. 74-78
43. Филиппова, Е. О. Противодействие преступности несовершеннолетних в Российской Федерации / Е.О. Филиппова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – Т. 15. – С. 226–230
44. Шестакова, Е.В. Косвенное формирование противоправного поведения как форма семейной десоциализации личности несовершеннолетнего / Е.В. Шестакова // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2020. — № 1 (39). — С. 187-191.
45. Штефан, А.В. Состояние преступности несовершеннолетних в современной России/А.В. Штефан//Проблемы развития территорий. — 2017. — № 2. — С. 62 -66.
46. Шуняева, В.А. Социально – демографические признаки личности несовершеннолетнего преступника: особенности современного состояния / В.А. Шуняева // Социально-экономические явления и процессы. — 2017. — Т. 12. — № 1. — С. 134-140.
47. Щеголева, А.Н. Особенности виктимности несовершеннолетних и пути ее снижения/А.Н. Щеголева//Наука. Практика. Право. — 2019. — № 8. — С. 21.