Фрагмент для ознакомления
2
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком с нарушением зрения двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.
Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.
Программа разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е. Вераксы М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой).
Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», что прослеживается в содержании занятий и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям с нарушением зрения интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия и игры направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.
Занятия по данной программе должны проводятся в игровой форме.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста 3-4 лет. Продолжительность одного занятия или игры не должна превышать 15- 20 мин, во вторую половину дня.
1.1.Актуальность Программы
Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется физиологическими и психическими особенностями детей данного периода развития. Это обусловлено тем, что в именно в дошкольном возрасте активно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, а это расширяет его возможности познания окружающего мира. В основе всестороннего познания окружающего мира лежит тактильно-двигательное восприятие. Именно чувственное восприятие дает первые впечатления и знания о форме, величине и расположении предметов в пространстве.
Развитая мелкая моторика также является одним из главных помощников овладения речью для ребенка.
Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. Зачастую именно в этой области дети дошкольного возраста испытывают трудности.
Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
1.2.Наименование Программы
Дополнительная общеобразовательная программа развития эмоционально-волевой сферы и развития мелкой моторики пальцев рук детей 3-4 года «Разумняши».
1.3.Направленность Программы
Программа «Разумняши»:
• По направленности – социально-педагогическая
• По видам деятельности – студия
• По уровню содержания – стартовый
• По целевой установке – авторская
• По форме реализации – подгрупповая; индивидуальная
• По времени реализации – 1 год.
1.4.Цель и задачи Программы
Цель:
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движения рук, гибкость рук.
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3.Улучшить общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
6. Создать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
1.5.Место реализации Программы
Программа реализуется на базе Нефтеюганского районного муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад «Лесовичок», расположенного по адресу: Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нефтеюганский район, гп.Пойковский, микрорайон Дорожник, дом 10.
1.6.Категория дошкольников
Программа Развитие эмоционально-волевой сферы.
Развитие мелкой моторики пальцев рук «Разумняши» рассчитана для детей второй младшей группы (3-4 года)
При решении поставленных задач учтены возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности детей 3-4 года.
Возрастные особенностей развития детей 3-4 года.
1. Социальное развитие.
• Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.
2 Организация деятельности
• Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.
3.Речевое развитие
• Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас ребенка.
Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).
4.Интеллектуальное развитие
• Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий).
5.Развитие внимания
• Непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него.
6.Развитие мышления
• Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить, результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличие. На основе наглядно-действенного мышления к 4 годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
7.Зрительно-пространственное восприятие
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е. Вераксы М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой).
2. Кроха. Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. - М.: Просвещение, 2020. - 208 c.
3. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М.: Медицина, 2019. - 302 c.
4. Браткова, М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым / М.В. Браткова, А.В. Закрепина, Л.В. Пронина. - М.: Парадигма, 2018. - 128 c.
5. Павлова, С.В. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб "Умка". Учебно-методическое пособие: моногр. / С.В. Павлова. - М.: Педагогическое общество России, 2019. - 867 c.
6. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 172 c.
7. Смирнова, Е. О. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста "Первые шаги" / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: Русское слово - учебник, 2021. - 168 c.