Фрагмент для ознакомления
2
основанный на интересе и доверии каждого обучающегося; возможность индивидуального образовательного маршрута; предупреждение усталости, используя для этого чередование умственной и практической деятельности; преподнесение материала небольшими дозами; проявление педагогического такта; дружественный, а не конкурентный характер взаимоотношений между всеми участниками процесса учения и т.д.» [8, с. 42].
Итак, для создания зоны ближайшего развития успешному обучению обучающихся с ОВЗ и инвалидов способствуют следующие условия: создание доброжелательной атмосферы, чувства взаимной поддержки и уважения, что позволяет приобретать новые знания и развивает познавательную деятельность учеников с ОВЗ и инвалидов с особыми образовательными потребностями; использование потенциала содержания всех профессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов, раскрытие связи учебного материала с практическими вопросами для моделирования будущей профессиональной деятельности; использование технологии контекстного обучения, благодаря которой можно построить целостную систему деятельности через сочетание активных и репродуктивных методов обучения; систематическое формирование способности и готовности использовать информационные коммуникативные технологии в рамках моделирования будущей профессиональной деятельности; обучение, направленное на формирование общих и профессиональных компетенций как основы пролонгированной компетентности, т.е. способности и готовности применять эти знания в долгосрочной перспективе. Справедливо также мнение А.В. Стрелковой о том, что «социальные компетенции формируются через выстраивание активной позиции человека в жизни общества, его участие в происходящем вокруг него и ответственности за результат, а также через стремление к улучшению качества собственной жизни» [9, с. 16].
Очень важно также использование активных методов рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Кроме того, необходимо увеличивать степень самостоятельности обучающихся с ОВЗ и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы поисковой деятельности постепенно, когда уже сформирован базовый уровень их собственной познавательной активности.
Именно высокая позитивная мотивация играет роль компенсирующего фактора. Адаптивная физкультура - это способ переключения внимания обучающихся с ОВЗ и инвалидов с болезни на общение, активный отдых и развлечение. Только в этом случае может появиться мотивация. Для мотивации обучающихся с ОВЗ и инвалидов и достижения образовательных целей следует использовать активные методы обучения в форме учебной игры.
Методологической основой организации занятий по физической культуре обучающихся с ОВЗ и инвалидов является системно-деятельностный подход, который обеспечивает «построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и качества здоровья обучающихся. Создание безбарьерной среды в образовательной организации учитывает потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов» [4, с. 735].
Занятия обучающихся с ОВЗ и инвалидов нацелены на устранение функциональных отклонений и недостатков в их физическом развитии, формирование правильной осанки, совершенствование физического развития, укрепление здоровья и поддержание работоспособности.
Модель формирования у обучающихся с ОВЗ и инвалидов готовности к физическому самовоспитанию включает в себя ряд концептуальных подходов, направленных на решение
Фрагмент для ознакомления
3
References
1. Morozov A.V. Specifics of health-saving activity in modern educational institutions using distance learning / A.V. Morozov, A. Yu. Tereshchenko / / Environmental pedagogy and psychology of health: problems, prospects of development: Materials of the annual international scientific and practical conference. USA: Primedia E-launch LLC, 2014-Pp. 127-130.
2. Russian encyclopedia of social work / ed. E. I. Kholostova, A. M. Panov. Moscow: Russian encyclopedia, 2017. - 1012 p.
3. Evseev S. P. physical Education of disabled people as a factor of socialization of personality / S. p. Evseev, V. I. Popov / / Theory and practice of physical culture. - 2012. - No. 1. Pp. 2-9.
4. Arzhanovsky D. A. Methods of teaching physical culture in the framework of the GEF. Moscow: Phoenix, 2014. – 922 PP.
5. Konovalov A.Y., Konovalov Y.N., Osmanov A.M. Development of adaptive physical education in the system of inclusive professional education // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. Tambov. 2018. Vol.23. № 174. P.71-76.
6. Tokarskaya L.V. Methods of teaching physical culture to children and adolescents with mental retardation: a textbook for universities / L.V. Tokarskaya, N. A. Dubrovina, N. N. Babiichuk. Moscow: publish house Yurait. 2020, Ekaterinburg: Pub. Ural. univer. – 190 p.
7. Shibaeva M.N. Work program of correctional and developmental classes for students in disabilities / In the collection: Priority directions for the development of science and education / Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. Editorial board: O.N. Shirokov [and others]. 2018. P. 101-103.
8. Mitchell D. Effective pedagogical technologies of special and inclusive education. Chapters from the book / D. Mitchell / TRANS. I. S. Anikeeva, N. V. Borisova. Moscow: ROOI Perspektiva, 2011. - 140 PP.
9. Strelkova A.V. Formation of social competences of older adolescents using the case study / A. V. Strelkova: abstr. dis. ... cand. ped. sciences : 13 00 01. Moscow, 2016. - 26 p.