Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Культура Российской Империи одна из самых богатых культур мира, так как возраст Российского государства превышает тысячу лет. За это время культура народа не только сформировалась, но и значительно трансформировалась в связи с открывающимися союзами с другими странами, войнами, захватами, торговлей, вероисповедованием и так далее. Нам было оставлено огромное исторического и культурное наследие, которое до сих пор подробно изучается историками и культурологами всей страны.
Также на формирование культуры повлияла большая территория государства и живущие на ней различные народы. Соединив в себе все многообразие национальностей, культура Российского государства представляет собой калейдоскоп традиций и обычаев.
ГЛАВА 1 Культура Российской Империи в период 1800-1825 гг
Культурный аспект первой половины XIX века отмечен в истории Российского государства значительным прогрессом. Это было связано с новой политикой государства, выигранной войной с Наполеоном и новыми связями государства с другими странами.
Также бурному развитию культуры способствовали некоторые важные факторы:
1. Усиление интереса к отечественной истории и общественным наукам.
2. Подъем национального духа после победы в Отечественной войне 1812 года.
3. Расширение доступности образования, открытие новых учебных заведений.
4. Ослабление цензурной политики.
Стоит начать с того, что в 1801 году на престол взошел новый глава государства- Александр I. Политика Александра I в области культуры отмечена послаблениями и новыми указами. Так в конце марта был отменен закон, запрещающий ввоз иностранной литературы в Российскую Империю и вновь разрешили открывать частные типографии. Роль цензуры также уменьшилась. Указом от 9 февраля 1802 года еще сильнее упрощался ввоз иностранной литературы и ей стало ведать Главное правление училищ, которое вошло в состав Министерства народного просвещения. Правление должно было все-таки проверять произведения, но строгой цензуры уже не наблюдалось. Разрешалось в случае двойного смысла трактовать написанное в пользу автора, исключениями были только оскорбления власти, отрицание Бога и противоречия народному и общественному духу.
В сфере образования открывались новые университеты в Дерпте (1802 г.), Казани (1804 г.), Харькове (1804 г.) и Варшаве (1816 г). С созданием в то время большого количества университетов необходимо было прописать их структуру и цели. Это отразилось в Университетском указе в 1804 году. Согласно ему, целью учебных заведений была подготовка молодого населения к вступлению в различные слои государственной службы, а также распространение знаний путем и проведения научной работы. Существовали и образовательные учреждения для младших возрастов- это были лицеи.
ГЛАВА 2 Культура Российской Империи в период 1826-1850 гг.
Либеральная политика, проводившаяся Александром I, безусловно оставила след на культурном аспекте Российской Империи, положив начало масштабным преобразованиям. Однако это привело и к отрицательным последствиям.
После вступления на престол Николая I в 1825 году в Москве вспыхнуло восстание декабристов. Это привело к ужесточению цензуры и реформам в образовании, а конкретно к реформам в университете. В 1826 году был издан «чугунный устав» , который был призван контролировать три сферы общества: права и внутреннюю безопасность, направление общественного мнения согласно с настоящими обстоятельствами и видами правительства, науку и воспитание юношества. Цензурой по-прежнему занималось Министерство народного просвещения под руководством Главного управления цензуры. Для дополнительной помощи создали Верховный цензурный комитет, которому подчинялись цензурные комитеты Москвы, Петербурга, Вильне и Дерпте. В 1835 году был издан Университетский устав , который значительно ограничивал самостоятельность университетов и теперь ректоров и преподавателей назначало Министерство народного просвещения. Однако, не смотря на введенную цензуру и контроль, количество кадетских корпусов, архиерейский школ и православных семинарий возросло. Также выросло и количество Академий и Университетов. в 1832 году учредили Императорскую военную академию, готовившую будущих офицеров Генерального штаба. В 1835 году в Москве был учрежден Межевой институт, за ним Лесной институт, Архитектурное училище, Горный институт, Практическая коммерческая академия и другие. Сфера образования бурно развивалась.
Так, при Николае I, образование для детей разделилось по сословиям: для крестьян- приходские школы, для детей купцов и ремесленников- уездные училища, для детей дворян и чиновников- гимназии. Чтобы закрепить такое сословное разделение в образовании, в 1826 году был издан циркуляр, который запрещал прием крепостных в гимназии и университеты. А в 1828 был издан Школьный устав, вводивший телесные наказания в низших и средних школах, наказания за вольнодумие не только учеников, но и преподавателей.
Литература продолжала свой «золотой век». Пушкин был возвращен из ссылки и начал работу над «Борисом Годуновым», в этот период происходит его становление как великого русского писателя. Александр Сергеевич был преданным патриотом, что он и отразил в стихотворениях «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина». Они были написаны после Польско-Русской войны в 1831 году, в них Пушкин четко заявил свою позицию, в ответ на волну русофобии в западной прессе. Грибоедов, Гоголь и Достоевский тоже взошли на литературное поприще в этот период и, не смотря на введенную цензуру, Николай I поощрял литературные начинания.
В этот же период в литературу приходит реализм, смещающий печальный романтизм с его чувственностью, конфликтами и драмой. Реализм показывал героя и мир вокруг него таким как он есть, в правдивых деталях. Пушкин и Гоголь как раз являлись основоположниками реализма в русской литературе. Писателями реалистами были также: М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»), И.С. Тургенев («Отцы и дети»), Ф.М. Достоевский («Мертвые души»), Л.Н. Толстой («Анна Каренина») и так далее. Реализму XIX века был свойственен акцент на общественно политическую жизнь России. Это было связано с неспокойно обстановкой, восстанием декабристов, покушениями и планированиями революций и переворотов. Тем более все чаще всплывали слухи о возможной отмене крепостного права. Критик В. Г. Белинский был одним из ярких последователей реализма, он призывал писателей к использованию именно этого жанра, демократии и настоящей народности.
Как раз в 40-50-е годы в литературе большое место занимает крепостной вопрос, крестьянский быт и народность. В повестях Д. В. Григоровича «Деревня» и «Антон-Горемыка», изображена нищета крепостного крестьянина. Крупным событием в русской литературе было появление цикла «Записок охотника» И. С. Тургенева в 184701852 годах, он показывал произвол, жестокость и лицемерие помещиков. А в романе И. А. Гончарова «Обломов» (1859) главный герой стал нарицательным обозначением всего неподвижного и «закостенелого». При Николае I расцвели гениальные поэты Тютчев, Некрасов и Тургенев, раскрыли свое творчество Крылов, Языков, Фет, В. Одоевский. Вообще первая половина XIX века создала, наверное, самое большое количество выдающихся деятелей литературы, которые сейчас являются классикой и основой русского литературного сообщества России.
ГЛАВА 3 Место крепостного права в культуре Российской Империи в первой половине XIX века, по мнению современников.
Крепостное право, как явление, существовало в России с 1639 до 1861 года. Согласно правительству Российской Империи, крепостное право считалось необходимым фактором для сохранения самодержавного строя и дворянства.
После победы в Отечественной войне 1812 года крестьяне ожидали перемен в своем положении, а точнее отмены крепостного права. И такая инициатива даже поступила от нового императора Александра I. Он поручил Н.Н. Новосильцеву разработать проект Уставной грамоты. Согласно ей, создавался двухпалатный законосовещательный орган: верхней палатой был Сенат, в нижнюю палату часть депутатов назначалось, часть избиралось. Россия делилась на 12 наместничеств со своими представительными органами. И даже гарантировалось соблюдение некоторых гражданских прав. Наличие подобный нововведений означало, что Российская Империя постепенно становится на путь ограничения монархии и отмены крепостного права. Однако столь ранним демократическим переменам не было суждено сбыться из-за революции в Испании в 1820-1821 году, поэтому принятие Уставной грамоты так и не осуществилось.
Количество известных современников, поддерживающих отмену крепостного права было, к сожалению, немногочисленно. В основном они объединялись в небольшие сообщества, в которых обсуждали и вели деятельность касательно либеральной политик. Одним из таких сообществ было «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Его создателями являлись писатели И.М. Борн и В.В. Попугаев, также состояли в нем переводчики, писатели, публицисты, исследователи и даже архитекторы.
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. «Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века». Многотомное издание (можно взять на кафедре, можно найти электронную версию интересующего тома). Список томов, входящих в серию, можно посмотреть тут: Библиотека отечественной общественной мысли – Научная библиотека им. О. В. Иншакова (volsu.ru) Библиотека отечественной общественной мысли – Научная библиотека им. О. В. Иншакова (volsu.ru)
2. Свод законов российской империи: Свод законов Российской империи — Алфавитный каталог — Электронная библиотека Руниверс (runivers.ru)
3. Серия «Россия в мемуарах». Многотомное издание (можно взять на кафедре, можно найти электронную версию интересующего тома). Список томов, входящих в серию, можно посмотреть тут: Библиотека. Россия в мемуарах (rusinst.su)
4. Университетский устав 1804 года [Электронный ресурс], URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Университетский_устав_1804_года (Дата обращения 14.04.2024)
5. Полное собрание законов Российской империи: Собрание 2. СПб., 1830. Т. 1: С 12 декабря 1825 по 1827. № 403. С. 550-571
6. Общий университетский устав 1835 г. и углубление вузовской реформы; [Электронный ресурс]. URL: https://lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/detail.php?ELEMENT_ID=1764
7. Суровцева Е.В. «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ ПРИ НИКОЛАЕ I (1825 – 1855)». [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/06/610
8. ЭНИ «История русской литературы». «Журналистика начала XIX века». [Электронный ресурс]. URL: https://feb-web.ru/feb/irl/il0/il5/il520422.htm
9.
Литература
10. Александров В.А. Обычное право крепостной деревни России XVIII-XIX в. М., 1984.
11. Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII – первая половина XIX вв.) М., 1985.
12. Амосов А.П. К вопросу об историографии правовой культуры крестьянства//Матер. XXIX Всесоюз. студенческой конф. «Студент и научно-технический прогресс». Новосибирск, 1991.
13. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979.
14. Буганов А. В. Личности и события истории в массовом сознании русских крестьян XIX — начала XX вв.: историко-этнографическое исследование. М.: Принципиум, 2013.
15. Бялый Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 1990.
16. Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники 1870–1917. М., 1988.
17. Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники XVI–XIX веков (до 70х гг. XIX в.) М., 1984.
18. Волков А. А. Очерки русской литературы конца XIX–нач. XX века. М., 1955.
19. Врангель Н. Н. Свойства века: статьи по истории русского искусства барона Николая Николаевича Врангеля. СПб.: Журнал «Нева», 2001.
20. Героическое и повседневное в массовом сознании русских XIX — начала XXI вв. / отв. ред. А. В. Буганов. М.: ИЭА РАН, 2013.
21. Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М.: Паломникъ, 2000.
22. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. СПб., 2000.
23. Елеонская А. С. Русская публицистика второй пол. XVIII века. М., 1978.
24. Есин А. Б. Психология русской классической литературы. М., 1988.
25. Зырянов П.Н. Крестьянская община Европейской России 1907-1914 гг. М., 1992.
26. Историческая память русского народа об Отечественной войне 1812 года / отв. ред. А. В. Буганов. Тула: Гриф и К, 2012.
27. Кауфман Р. С. Очерки истории русской художественной критики XIX века. От К. Батюшкова до А. Бенуа. М., 1990.
28. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.
29. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX – ХХ вв. М., 1990.
30. Краснобаев Б. И. О некоторых понятиях истории русской культуры II пол. XVII–I пол. XIX в. // История СССР. 1978. № 1.
31. Кучумова Л.Н. Сельская поземельная община Европейской России в 60-70-е годы XIX в.//Ист. зап. М., 1981.
32. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971.
33. Лисовский В. Г. Особенности русской архитектуры кон. XIX – нач. ХХ века. Л., 1976.
34. Лихачев Д С. Поэзия садов. СПб.: Наука, 1991.
35. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII–нач. XIX в.) СПб., 1994. \
36. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.
37. Михайлов А. Передвижники и их историческое значение // Искусство. 1989. № 7–8.
38. Нащокина М. В. Русские сады. XVIII — первая половина XIX века. - М., 2007.
39. Нащокина М. В. Русские сады. Вторая половина XIX — начало XX века. - М., 2007.
40. Незвицкий В. А. Русская литературная критика XVIII–XIX веков: Курс лекций. М., 1994.
41. Овсянико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции. М., 1907.
42. Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977.
43. Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861–1917). М., 1982.
44. Очерки русской культуры XIX века. Т.1. Общественно-культурная среда / Под ред. Л. Д. Дергачева, Л. В. Кошман, Д. В. Сарабьянова и др. М., 1998.
45. Панагин Ф. Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки. М., 1979.
46. Познанский В. В. Очерки истории русской культуры I пол. XIX в. М., 1970.
47. Прокофьева Л.С. Крестьянская община в России во второй половине XVIII -первой половине XIX в. Л., 1982.
48. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М., 1989.
49. Семан И. З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.
50. Соколов А. Н. История русской литературы XIX века. Т. 1. М., 1965.
51. Уортман Р. Сценарии власти : Мифы и церемонии рус. монархии : Материалы и исслед.В 2 т. М.: ОГИ, 2002.
52. Художники – передвижники. М., 1975.
53. Чахор Р. Менталитет провинциального дворянства в период общественно-политических изменений второй половины XIX века (на примере литературных произведений). Вроцлав, 2013.
54. Н.А.Гринченко, Н.Г.Патрушева. Надзор за книжной торговлей в конце XVIII — начале XX века, [Электронный ресурс], URL: https://opentextnn.ru/old/censorship/russia/dorev/libraries/book/index.html@id=3629#_ednref8 (Дата обращения 14.04.2024)
55. Воронько Д.Г. учитель русского языка и литературы школа №42 г. Белгород, Россия, «РУССКИЙ РОМАНТИЗМ XIX ВЕКА», ISSN МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» # 8-1 / 2022 33 УДК 336
56. О «Вестнике Европы» статья В. В. Гиппиуса в «Ученых записках Ленинградского Государственного университета», серия филологических наук, вып. III, 1939
57. Воронько Д.Г.учитель русского языка и литературы школа №42 г. Белгород, Россия, «ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ», [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/galkin/Downloads/russkiy-romantizm-xix-veka%20(1).pdf
58. Тарасов Б.Н. Чаадаев. М., 1990. С. 32.
59. Чичерин Б. Н. Опыты по истории русского права : [сборник статей]. - М., 1858. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/55421-chicherin-b-n-opyty-po-istorii-russkogo-prava-sbornik-statey-m-1858
60. Я.В. Терещенко «ЦЕНЗУРА И ЖУРНАЛИСТИКА В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ I».