Фрагмент для ознакомления
2
Проблема, которую затрагивает английский философ У. Годвин, является актуальной в наше время. По мнению автора высказывания, ее суть заключается в том, что, отрываясь от общества, человек теряет стимул к саморазвитию, который давало ему социальное окружение.
Позиция Годвина вполне отражает реальность, мы можем видеть, что социум воздействует на людей и побуждает их развиваться. Бесчеловечным экспериментом было бы извлечь индивида из общества, чтобы оценить, как он будет развиваться в одиночестве. Но есть редкие случаи, когда такая ситуация сложилась сама собой – дети-Маугли, которые потерялись в дикой природе, но смогли выжить без помощи взрослых и повзрослели без влияния социума.
Что мы видим в этом случае? Эти дети малоспособны обучаться, хотя в благоприятных случаях осваивают бытовые навыки. Им непонятен концепт социального престижа, обладания более высокими навыками, обширными знаниями, возможность занять более статусное место в обществе. Выпавшие из социума в раннем возрасте, они не принимают ценности социума.
И тут следует ответная реакция – общество отвергает их. Они становятся нежелательными индивидами. Их реакции непредсказуемы для окружающих, они не хотят соблюдать общественную норму и не понимают ее, они нарушают законы взаимодействия в обществе. Для социума эти дезадаптированные члены не только бесполезны, но и опасны.
Возвращаясь к теме саморазвития: «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию», говорит У. Годвин. И на примере этих несоциализированных детей мы действительно видим, что вне общества человек сосредоточен на удовлетворении самых базовых потребностей – безопасность, пища. При этом его не интересуют новые знания, искусство, красота, у него нет желания размышлять над своим предназначением и ценностью своей жизни для общества.
В этом случае высказывание можно воспринимать прямолинейно: без общества такие люди и правда выглядят жалкими, и они не мотивированы ничем становиться лучше.
Есть и люди, воспитанные внутри социума, но выступающие против его ценностей. Это маргинальные элементы общества, те, кто нарушает его нормы, иногда преступники, хотя есть и более спокойные случаи, когда человек не наносит ущерба окружающим, но считается «эксцентричным». Эти люди могут оцениваться по-разному, каждый индивидуально. Кто-то из них действительно пренебрегает общественными интересами, заставляя общество в ответ изгнать себя, изолировать (как правонарушители) [2, 60].
Другие ориентированы на то, чтобы соответствовать запросам общества и занять в нем лучшее положение, но саморазвитие это оказывается однобоким. Например, человек стремится финансово обогатиться и получить статус в этой сфере, но пренебрегает запросами общества в плане эмоционального общения и содружества. Такой человек будет принят социумом, но принят не абсолютно, о нем будут отзываться как о неприятном, холодном, циничном в общении.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Годвин У. О собственности. Электронный ресурс. URL: https://www.rulit.me/books/o-sobstvennosti-read-197485-25.html Дата обращения 27.04.2024.
2. Карпов Б.С., Орлов А.А. Эволюция мировоззрения Уильяма Годвина: влияние ранних ценностных установок на выработку общественно-политической концепции // Локус: люди, общество, культуры, смыслы, № 1, 2021, с. 59-73.
3. Скворцова Т.В., Скворцов М.Г. Уильям Годвин и Макс Штирнер о социальной справедливости: общее и особенное // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 5-2, 2017, с. 121-123.