Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие личности является одним из ключевых в психологии, для некоторых ее направлений (ориентированных на индивидуальное развитие) даже системообразующим. Личность – термин крайне специфический, применимый только к изучению человеческой психики, ведь животные могут обладать индивидуальностью, но личностью – лишь человек [1].
И тем не менее, существуют противоречия в определении этого термина. Поскольку различные подходы к пониманию сути и структуры личности человека породили самые разные подходы в психологии, мы считаем актуальным рассматривать вопрос о трансформации понятия личности в науке.
В данном исследовании мы ставим цель осветить подходы зарубежных исследователей к пониманию человеческой личности, и найти закономерность во влиянии этих знаний на возникновение системы современных психологических школ.
Основные подходы к определению личности в зарубежной психологии
О личности человека задумывались философы уже в античности. Например, Аристотель описывал человека как социальное и политическое животное, которое естественным образом стремится к жизни в обществе, и связывал формирование личности с окружением и пребыванием среди других людей.
Тем не менее, на первых порах развития психологии и педагогики, личности не придавалось такого однозначно большого значения. Зачастую практиковались одинаковые для всех подходы, совершенно не учитывающие личностных особенностей пациента или обучающегося, хотя в русле гуманистических течений мы видим попытки обратиться к индивидуальности учащихся.
Качественно новый подход к пониманию личности закладывает следующая группа ученых: З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Торндайк, Б. Скиннер. Занимаясь психологическими исследованиями, они приходят к разным теориям о системообразующих чертах личности. З. Фрейд формирует биогенетический подход, пытаясь выявить структуру личности. Личностное развитие он связывает с ростом ребенка и его влечениями, в том числе сексуальными.
Э. Торндайк, Б. Скиннер выдвигают иную теорию, связывая формирование личности с влиянием общества. Личность формируется в социуме, окружение направляет развитие индивида, научение, обучение в среде сородичей подталкивает развитие человека.
Ж. Пиаже, Дж. Келпи выдвигают психогенетическую теорию – социум и биологические влечения оказывают влияние, соглашаются они с вышеперечисленными теориями, но значение – это не первостепенно, гораздо важнее познавательные способности и интеллект человека, его психическое совершенствование.
В 1937 году Г. Олпорд проанализировал около 50 известных тогда определений личности, чтобы, взяв из них самое ценное, сформулировать собственное определение: личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которая определяет его поведение и мышление.
Л. Хьелл и Д. Зиглер в своей известной монографии выделяют по меньшей мере девять направлений в теории личности, на которые мы можем ориентироваться:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виноградова Г.А., Денисова Е.А. Психология личности. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2017. Электронный ресурс. URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/6205/1/Vinogradova%20Denisova%20Kostakova%20Panteleeva_EUI_Z.pdf Дата обращения 02.05.2024.
2. Шишова Е.О. Психология личности. – Казань: Каз.федер.ун-т. – , 2014. – 75 с.