Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Золотая Орда возникла в 1245г. после распада Монгольской империи. Основателем Золотой Орды стал хан Батый (Батухан). У монголов Золотая Орда является не только частью государства потомков Джучи, но так же и ханской резиденцией (у монголов так назывался роскошный парадный шатер Ченгис-хана) и только с XIX в. Золотой Ордой стали называть потомков завоевателей в целом, а не как отдельную часть завоеванных ими территорий.
Основная часть
До сих пор среди историков возникают споры по поводу наследия нашествия Золотой Орды на Русь. Люди старшего поколения воспитывались на том, что это было сугубо отрицательное влияние. С недавних пор этот факт исследователями стал все чаще оспариваться.
Свои утверждения они строят на основе письменных источников, в которых отражаются события связанные с жизнью государства и ее жителей в основном знати.
Вследствие чего большинство рукописей отражают политическую жизнь государства, и недостаточно освещалась ее материальная сторона.
Мы согласны с мнением многих ученых; Г.В. Вернадский (Монголы и Русь), Н.С. Трубецкой (Наследие Чигнгиз-хана), Э. Хара-Даван (Русь монгольская) о том, что исследование традиций Золотой Орды, отраженных в русской культуре позволит решить проблему о наследии нашествия Золотой Орды.
Так в обиходе появляются имена и прозвища татарского происхождения.
До введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемая часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь .
Исследователи А.В. Суслова и А.В. Суперанская в работе «О русских именах» выявили «... «плохие» имена, которые якобы способны были отвращать злых духов, болезни, смерть. К ним относятся такие имена как Злоба, Старой, Тугарин .
По именам можно узнать о соседях, с которыми жили русские. Для примера приведем некоторые из них: Казарин (хазарин), ... Карел, Татарин и др. ...» .
По книге Г.Н. Носовского и А.Т. Фоменко, «до XVII века на Руси кроме крестных имен у людей были и другие имена и именно они использовались в быту и в официальных документах. Оказывается, что многие из этих имен – прозвища, в основном татарские, например, Булат, Мурат, Ахмат. Среди имен-прозвищ встречается много имен, звучащих по-татарски. Они перемешаны со славянскими именами, например, Мурза, Салтанко, Татаринко, Суторьма, Епанча, Вандыш, Смога, Сугоняй .
Кроме имен нам достались и фамилии, появились они двумя путями: через смешанные браки и от татар – не желающих принять ислам, и нашедших спасение при дворе русского князя. Борис Годунов является одним из потомков татарина, поселившегося на Руси.
ВXIV веке хан Узбек принял государственную религию – ислам. Многие кто не приняли, были казнены, а остальные бежали в русские княжества. «Так дорогие русичи, появились на Руси ... Аксаков, Алябьев, Апраксин, Аракчеев, Арсеньев, Ахматов, Бабичев, Балашов, Баранов, Басманов, Батурин, Бекетов,... «Так, член семьи Вельяминовых стал известен под именем Аксак ..., а его наследники стали Аксаковыми. Точно так же, одного из князей Щениных-Ростовских звали Бахтеяр...» .
Восточнославянские племена в наибольшей степени испытали на себе влияние татаро-монгол. По результатам исследований Э. Хара-Даван слово «казак» - тюркского происхождения, что значит «всадник» ... Из всех славянских типов казак ближе всего подходит к калмыку, т.е. монголу .
Теперь попробуем рассмотреть, что нового, у русичей, появилось в области устного творчества и традиций. Много историков в своих статьях указывают на сходство с монголо-татарами в сложении песен, сказок, в танцах.
В своей книге Ф.С. Капица, упоминает, что всем известный Кощей бессмертный начал свою жизнь со времен Золотой Орды , а на страницах толкового словаря Даля мы найдем подтверждение этому. Кощей - это имя тюркского происхождения и означает: раб, пленник.
В современном языке слово кощей не сохранило своего старинного значения (раб), но как презрительный эпитет закрепилось за злым сказочным существом, причем народная этимология привела имя Кащея в связь со словом кость (старинное кощь – тощий) и видит в Кощее образ человека костлявого, худого.
Муравьев В.Б. в своей книге, «Московские слова, словечки и крылатые выражения», пишет, что имя Мамай давно стало именем с которым люди ничего не связывают кроме разрушений, и благодаря этому и появилась пословицы: «Словно Мамай прошел», «И Мамай правды не съел» (в статье приведены еще несколько пословиц, которые использовались какое-то время после Куликовской битвы) .
Заключение
Изменения в разных областях русской культуры XIII в. стали отражением перестройки ценностно-целевых установок духовной и светской власти на северо-востоке, а затем и в других землях Руси. Их главная цель сводилась к усилению роли Церкви, без решающего участия которой нельзя было вымолить прощение у Бога и спасти грешные души «последних людей» накануне «Страшного Суда».
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1) Аверкиев С.С. Влияние татар на жизнь русского народа / Составитель И.В. Зайцев, отв. ред. И.М. Миргалеев. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «ЯЗ», 2015.
2) Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Пер.с англ. Е.П. Беренштейна, Б.Л. Гумбана, О.В. Строгановой. Тверь, 1997.
3) Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: культура, традиции, символика: учебное пособие / Н.Л. Жуковская. М., 2002.
4) Капица Ф.С. Тайны славянских богов / Федор Сергеевич Капица. М., 2007.
5) Муравьев В.Б. Московские слова, словечки и крылатые выражения/ Владимир Муравьев. М., 2007
6) Носовский Г.Н., А.Т. Фоменко Новая хронология Руси. Научное издание. М., 1997.
7) Старикова Е. Н., Бодрова А. Ш. Черты традиций Золотой Орды в русской культуре// XIII Всероссийская конференция студентов, спирантов и молодых ученых «Наука и образование» (20–24 апреля 2009 г.) : В 6 т. Т. VI. Экономика. Право. Менеджмент. Технология и предпринимательство. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 2. Технология и предпринимательство. Безопасность жизнедеятельности ; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск : Издательство ТГПУ, 2009. С. 179-185
8) Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. М., 1991.
9) Устинов В. Поле Куликово // Народное творчество. 1991. No9. С.21-25
10) Хара-Даван Э. Русь монгольская: Ченгиз-хан и монголосфера. М., 2002.
11) Шишебарова М. Е. Золотая Орда. Ее влияние на культуру Древней Руси// Исторический путь России: из прошлого в будущее: матер. междунар. науч. конф.: в 3 т. Санкт-Петербург, 2 апреля 2021 года / под ред. С. И. Бугашева, А. С. Минина Т. 3. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2021. С. 680-685