Фрагмент для ознакомления
1
ПЛАН
Введение 2
1.Светское государство: достоинства и недостатки 3
2.Клерикальное государство: достоинства и недостатки 4
3.Теократическое государство: достоинства и недостатки 7
4.Атеистическое государство: достоинства и недостатки 8
Заключение 9
Список использованных правовых актов и литературы 11
Фрагмент для ознакомления
2
Религиозные движения и экстремистские организации сегодня отвергают светское государство как формы государственное устройство и всеми силами препятствуют его развитию и реализации в суверенных государствах [9; с.156].
Вариант светского, демократического государства считается сегодня наиболее благоприятным и приемлемым для человека, общества и религии. Однако светское государство - это альтернатива религиозному обществу. Именно светское государство со всеми его современными структурами как государства, гарантирующего права и обязанности всех и считающегося приемлемым для развития как человека, так и религии.
Вопрос о религии и религиозных движениях, в частности о взаимоотношениях религии и государства, в последнее время стал одной из самых популярных тем для обсуждения в обществе и научной среде государства и его различных институтов управления. Стремительное развитие религиозного экстремизма и терроризма, выход религиозных движений и течений на политическую арену, призывы к созданию единого халифата и изменения в политических структурах современных государств становятся серьезными проблемами для многих суверенных государств и политических элит существующих режимов.
Религия и государство сосуществуют на протяжении многих веков. В каждом обществе и в каждом государстве религия считалась неотъемлемой частью общественной жизни. Даже в жестких политических режимах государства, таких как фашизм, религия и вера так или иначе давали о себе знать, тайно или открыто. Религия играет важную роль в жизни людей в разных государствах. С одной стороны, религия выступает как целостное явление, с другой - выполняет широкий спектр задач и функций. Укрепление самосознания людей; формирование и развитие духовно-нравственной культуры; формирование самосознания, развитие и выживание семьи, обычаев и традиций, чувства принадлежности к определенному сообществу или сообществам; выполнение социальных и служебных обязанностей и обязательств с помощью религиозных норм и правил; формирование идеалов и чувства долга перед обществом, семьей и страной, государством и его субъектами. Развитие идеалов и чувства долга по отношению к организациям происходит благодаря религии [10; с.91].
Практически во всех типах и формах светского общества, существующих сегодня, государство выделяет одну или несколько религий или представляющих их религиозных организаций и создает благоприятный режим для их существования и деятельности.
Религия юридически отделена от государства, но существует и действует в рамках закона, и светские государства не являются антирелигиозными. В таких государствах не ущемляются права религиозных организаций. Скорее наоборот. В светском демократическом государстве каждый гражданин имеет право свободно молиться, почитать Бога и удовлетворять свои религиозные потребности, не прибегая к помощи какой-либо религиозной организации, без страха и тревоги. Некоторые ограничения существуют только в случаях экстремизма, распространения религиозной вражды и незаконного влияния.
Стоит отметить, что светскость является одной из основных черт государственного устройства и считается наилучшей формой двустороннего взаимодействия власти и народа, а также фундаментальным явлением, определяющим вектор становления и развития государства, верующих и социокультурных отношений в условиях светского и демократического государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / [. Рассолов и др.]; под науч. ред. А.И. Клименко, М.М. Рассолова; под общ. ред. В.П. Малахова, В.В. Оксамытного – 4-е изд. перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022.-351 с.
2. Алебастрова, И. А. Процессы секуляризации и клерикализации в современном мире: поиски конституционного баланса / И. А. Алебастрова // Сравнительное конституционное обозрение. – 2016. – № 5(114). – С. 117-136.
3. Антонов, М. В. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 497 с.
4. Батталова, Л. М. К вопросу о влиянии религии на экономическое и социальное развитие государства / Л. М. Батталова, К. М. В. Чернова // Пробелы в российском законодательстве. – 2023. – Т. 16, № 3. – С. 70-78.
5. Камолова, М. Р. Идеологическое противостояние светского и религиозного начал в условиях усиления теократического характера исламского фундаментализма / М. Р. Камолова // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. – 2022. – № 11. – С. 259-269.
6. Лазарев, В. В. Теория государства и права : учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 521 с.
7. Манцурова, Д. А. В. Соловьёв: теократическое государство / Д. А. Манцурова // Дневник науки. – 2021. – № 12(60).
8. Новиков, М. В. Египетская модель клерикализма: история и конституционное оформление / М. В. Новиков // Актуальные проблемы российского права. – 2013. – № 8(33). – С. 967=973.
9. Норов, Б. И. Светское государство адекватный механизм существования и развития религии и вероисповедания / Б. И. Норов // Известия Института философии, политологии и права имени А. Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана. – 2021. – № 4. – С. 156-162.
10. Степанова, Е. И. Российская Федерация светское государство / Е. И. Степанова // Eo ipso. – 2023. – № 12. – С. 91-93.
11. Филохина, Л. Р. Светское государство сегодня / Л. Р. Филохина // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 23. – С. 1377-1381.