Фрагмент для ознакомления
2
Механизмы массовых движений и явление моды согласно теории коллективного поведения Блумера
Г. Блумер в своей теории о коллективном поведении выдвигает предположение, что человеческое общество делится на структурированные сегменты, которые связаны внутри себя общей идеей, ценностями, образом мыслей и способностью взаимодействовать, договариваться. Такие отношения он видит в явлениях массовых панических настроений, в работе политических движений, в распространении увлечений, а также в моде.
Моду в самом широком понимании слова можно связать с явлением социальных традиций, которые Блумер считает наиважнейшим столпом для коллективного поведения. Г. Блумер обращает внимание на бесспорное проявление моды во многих, порой не связанных между собой областях человеческой деятельности, таких как живопись, литература, музыка, медицина, промышленность, биология, физика, математика и др. Он утверждает, что мода уже не есть периферийная и незначительная социальная случайность, напротив, она оказывает существенное влияние на любую область, с которой соприкасается [1, 136].
В более узком смысле, даже не изучая историю моду или специфические правила ношения костюма, только опираясь на социальную традицию, мы можем интуитивно сказать – такой-то костюм неуместен в данной ситуации, такое-то платье предназначено для торжественных случаев, я не повседневности.
Можно сказать, что нет человека абсолютно «вне моды». Даже если он позволяет себе пренебрегать правилами, но у него есть понимание и ощущение этих правил, потому что модные тенденции в самых разных областях – это часть культуры и жизни социума.
Помимо традиций есть более спонтанные формы поведения. Так автор говорит о коллективном возбуждении, когда некий объект захватывает внимание зрителей, они объединяются в сообщество, выделенное интересом к этому предмету, и уже здесь энтузиазм каждого отдельного участника подогревается общим стремлением получить некое благо. Блумер отмечает, что на этом этапе происходит потеря рациональности мышления – будь человек в одиночестве, он отказался бы от покупки, но групповое возбуждение взращивает его нервозность от мысли о невозможности ее получить.
Так мы можем обратить внимание на распродажи или премьеры новых трендовых вещей, когда люди собираются в очереди, чтобы получить модные аксессуары, хотя могли бы отказаться от них или приобрести позже. Толчею Блумер называет одним из решающих факторов в формировании коллективного сознания, которое подталкивает человека действовать аналогично тому, как действуют окружающие, и здесь мы также видим, что это актуально для феномена распродаж или для желания получить трендовый аксессуар среди первых.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Блумер Г. Мода: от классовой дифференциации к коллективному отбору. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. – 2008. – № 2. – С. 132–154.
2. Голодова А.Д. Понятие моды в социологическом знании. Электронный ресурс. URL: http://intjournal.ru/wp-content/uploads/2023/05/Golodova.pdf Дата обращения 14.05.2024.
3. Сапожникова В.С. Мода как механизм формирования социокультурных образцов и стилей поведения. Концепция Г. Блумера // Знание. Понимание. Умение, № 2, 2019, с. 244-252.