Фрагмент для ознакомления
2
В 1926 году доля грамотных граждан Советского Союза достигла 56,6%, а в 1937 году возросла до 86%. Программа обучения грамоте для жителей СССР в возрасте от 18 до 30 лет продолжалась 7 месяцев, с ежедневными занятиями по 6-8 часов. Буквари для взрослых публиковались на 40 языках, чтобы удовлетворить потребности всех национальностей.
Добровольно участвовали в обучении все желающие, включая членов комсомола и пионеров. Ликпункты, где проводилось обучение неграмотных, существовали до начала Великой Отечественной войны в 1941 году. К середине 1920-х годов открылись детские сады во всех населенных пунктах, что стало ключевым элементом новой образовательной системы.
Система детских учреждений, объединяющая ясли и детские сады, была сформирована к 1959 году, принимавшая детей от 2 месяцев до 7 лет. В 1930 году в СССР введено обязательное начальное образование, что способствовало решению проблемы безграмотности населения. С 1934 года в школьную программу был включен предмет «история».
Первые десятилетия существования СССР были периодом значительных изменений в системе образования. В 1941 году начавшаяся Великая Отечественная война привела к разрушению образовательной системы, который был восстановлен с нуля после ее завершения. Педагогам, преподававшим на русском языке, предоставлялись льготные условия для работы в общеобразовательных школах.
Таким образом, мы видим такие качественные различия:
Мы рассмотрели два периода, когда произошли качественные положительные изменения в образовании. В обоих случаях увеличился охват населения, в том числе и бедного, незнатного, способного получить образование. В царской России в университеты принимались кандидаты любого социального положения, обладающие нужными знаниями, что было довольно демократично.
Советская власть начала уделять внимание образованию женщин, которые до этого практически не получали образования. В царской России 13% женщин были образованы, в большинстве это были богатые дворянки и образование происходило в семье с приглашенными учителями.
Советское образование отличалось от образования в царской России прежде всего тем, что в СССР была введена обязательная и бесплатная школьная система для всех детей.
Помимо этого, в царской России большую образовательную функцию выполняли церковно-приходские школы, в СССР же государство выступило в оппозицию к религии и выдвинуло идею светского образования.
Советская система образования была направлена на идеи коммунизма, что отличало ее от предыдущего образования в царской России, основанного на идеях феодализма. В советской школе акцент делался на коллективизме, равенстве и массовости, в то время как в царской России уделялось большее внимание индивидуальности и наследству.
Качественными отличиями советской системы стали также открытие широкой сети общедоступных библиотек и создание дошкольных образовательных учреждений, что связано и с политикой, стремящейся привлечь к работе женщин, но с большими возможностями в сфере книгопечатания.