Фрагмент для ознакомления
2
Рассуждения о евхаристической доктрине в эпоху Реформации знаменуют собой поворотную трансформацию церкви. Основополагающая работа М. Лютера «О вавилонском пленении Церкви» обозначила важный сдвиг от традиционного католического толкования Евхаристии, что положило начало доктринальному конфликту [Luther, 2017].
В данном эссе проводится анализ основных работ М. Лютера, Ж. Кальвина и У. Цвингли, чтобы тщательно изучить различные богословские течения, возникшие в этот период.
Начнем с анализа теологической реинтерпретации Лютера
M. Лютер в своих «95 тезисах» подвергает глубокой критике практику индульгенций католической церкви. В ней кроме критики он проводит теологический спор о природе Евхаристии [Luther, 1996]. Он отвергает понятие транссубстанциации, выступая за консубстанциональное присутствие Христа в Евхаристии. Эта позиция не только бросает вызов метафизическим претензиям католической церкви, но и подчеркивает необходимость веры как проводника благодати, а не сакраментального акта, который сам по себе является действенным [Luther, 2017, p. 431].
Рассмотрим вклад Кальвина и Цвингли
Параллельно с теологическими реформами Лютера Ж. Кальвин в книге «О христианской жизни» излагает доктрину, в которой элементы причастия рассматриваются как символические. Однако он наделяет эти символы духовным значением, которое выступает в качестве проводника божественной благодати [Calvin, 1995, p. 75]. Толкование Кальвина подчеркивает аспект участия в таинстве, когда верующий участвует в общинном акте веры, укрепляющем заветные отношения с Богом. Труды У. Цвингли представляют собой еще более радикальный отход от традиционной евхаристической доктрины. В другой работе «Причастие и месса» Цвингли утверждает, что элементы Евхаристии носят чисто символический характер и не влекут за собой никаких физических или метафизических изменений [Zwingli, 2005, p. 210]. Он выдвигает на первый план дидактическую цель обряда, подчеркивая моральные и духовные размышления, а не сакраментальное преображение.
Перейдем к современным концепциям
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Лютер М. О Вавилонском пленении Церкви. – СПб.: Санкт-Петербургское общество Мартина Лютера; Издательство Санкт-Петербургского христианского университета, 2017. – 824 с.
2. Лютер М. 95 тезисов. Диспут о прояснении действенности индульгенций. – СПб, изд-во «Герменевт», 1996.
3. Кальвин Ж. О христианской жизни. – М.: Протестант, 1995. – 126 с.
4. Каноны Дортского синода.
5. Куропаткина О.В. Как вопрос причастия разделил христиан / Свободное радио.
6. Куропаткина О.В. Как вопрос причастия разделил христиан - 2 / Свободное радио.
7. Цвингли У. Причастие. Причастие и месса. – М., Икар, 2005. – 556 с.
8.Torrance, D., 2014. Holy Communion, a sign and seal of salvation. Theology in Scotland, 21, pp. 65-83.
9.Vischer, L., 2010. Chapter One. Communion — Responding To God’s Gift. . https://doi.org/10.1163/ej.9789004179684.i-350.10.