Фрагмент для ознакомления
2
В данной работе мне бы хотелось осветить период возрастного кризиса трех лет. Выбор именно этого этапа психического развития обусловлен тем, что кризис трех лет представляет собой один из важнейших этапов в развитии личности ребенка. Соответственно, крайне важны вопросы, связанные с содержательной характеристикой разных проявлений кризисов, их роли в процессе развития ребенка на более поздних этапах. Анализ кризиса как акта развития должно учитывать не только его социальные детерминанты, но и специфику внутренней активности ребенка, в целом, игнорирование особенностей развития детей в кризисные периоды приводит к нарушениям в познавательном, мотивационном, творческом развитии ребенка.
Кроме того, выбор обусловлен тем, что в любой критический период должны решать определенные задачи развития, связанные с качественными изменениями в развитии ребенка. В целом, кризис трех лет характеризуется как уровнем инициативной активности и целеполагания или автономностью ребенка, так и уровнем сформированности потребности и способности действовать без помощи взрослых или его самостоятельностью. Целевая сторона развития личности выходит на первый план именно в период кризиса трех лет.
Вышеприведенный тезис подтверждается также и мнением авторитетных исследователей в области психического развития личности. Существует достаточно много концепций причин, противоречий, природы, симптоматики кризисов, сроков наступления и путей преодоления возрастных кризисов.
Исследователи выделяют основные противоречия, которые так или иначе закладывают фундамент возрастных преобразований:
- противоречия между ребенком и той социальной средой, которая его окружает;
- противоречия между потребностями и возможностями самого ребенка и такими аспектами, как его притязания, реальные достижения.
Есть также обоснованная позиция о том, что кризис трех лет возникает по причине нарушения привязанности между родителем и ребенком. Дж. Боулби утверждает, что есть четыре основных типа привязанности между ребенком и матерью: безопасная, тревожно-избегающая, двойственно-сопротивляемая, дезорганизационно-контролируемая привязанность.
На психосоматическом уровне дети с негативным типом привязанности могут страдать нарушениями сна, задержкой роста и развития, энурезом, головными болями, связанными с чрезмерной возбудимостью. Частотны также и нарушения пищевого поведения. Дети могут демонстративно отказываться от еды, например, чтобы мстить окружающим (родителям) за свои страдания, заставлять их беспокоиться о себе и т.п.
Если родитель часто взаимодействует с ребенком, уважительно к нему относится, участвует в реализации, а также в детском исследовании мира через игру, то формируется безопасная привязанность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батюта М. Б. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. – Москва : Логос, 2016. – 306 с. – ISBN 978-5-98704-606-7.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
3. Дерябина Е. А. Возрастная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. А. Дерябина, В. И. Фадеев, М. В. Фадеева. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 158 с. – ISBN 978-5-4486-0070-8.
4. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс] : Полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – [2-е изд.]. – Москва : Акад. Проект, 2015. – 420 с. : ил. – (Gaudeamus). – ISBN 978-5-8291-1823-5.