Фрагмент для ознакомления
2
Основателем школы научного управления был Фредерик Уинслоу Тейлор – американский инженер, теоретик менеджмента, основоположник научной организации труда. В наше время он известен как «отец научного менеджмента».
Представителями школы научного управления также были супруги Фрэнк и Лилиан Гилбрет, Генри Гантт, Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд. Каждый из них внёс значительный вклад в менеджмент. Разработки некоторых из представителей пользуются спросом по сей день.
Работы представителей школы научного управления были в основном связаны с принципами и целью школы.
Основополагающим принципом системы Тейлора Ф. является положение о том, что для эффективной организации работы предприятия необходимо разработать механизм управления, который гарантировал бы максимальный уровень производительности труда при минимальных расходах. Тейлор
Ф. объяснил понятие менеджмент как науку, основанную на определенных законах, правилах и принципах. Доказал, что рентабельно только то управление, которое основывается на планировании, доверии, сотрудничестве и взаимной ответственности руководства и сотрудников на профессионализме менеджеров, четком разделении обязанностей, формализации производственных операций, жестком контроле, справедливой системе вознаграждения за качественный труд.
Тейлор Ф. выделил основные принципы управления. Рассмотрим их более детально:
– разработка эффективных методов выполнения задач на основе научного исследования, затрат времени, движений, усилий;
– полное следование разработанным стандартам;
– отбор, обучение и расстановка кадров так, чтобы они могли принести наибольшую пользу;
– оплата по результатам труда; меньше результаты- меньше оплата и наоборот;
– использование функциональных менеджеров, соблюдающих контроль за данной сферой деятельности;
– поддержание дружеских отношений между рабочими менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.
Все эти принципы показывают ценность эффективного труда и процесса управления.
Исследования Гилбрета Ф. и Гилбрет Л., в основном, были направлены на изучение движений работников. Значение их исследований состоит в обосновании необходимости организации рабочего процесса таким образом, чтобы физически и умственно работникам было легко выполнять свои обязанности.
Благодаря Гантту Г. было усовершенствовано материальное стимулирование труда, ликвидированы недостатки системы материального стимулирования Тейлора Ф. Эмерсон Г. разработал систему принципов эффективного управления и метод проектирования схемы управления организацией. В начале ХХ века сформулировал 12 принципов производительности и организации труда, которые способны максимизировать результаты деятельности человека и предприятия в любой сфере.
Благодаря Форду Г. социальная ответственность менеджмента стала играть очень важную роль.
Он не только стремился максимизировать эффективность производства с точки зрения предприятия, но и повысить эффективность производства для рабочих, в том числе, не допускать превышения нормальных рабочих норм, даже по инициативе рабочих.
Принципы управления Тейлора Ф., Форда Г. и принципы производительности и организации Эмерсона Г. тесно связаны между собой и имеют одну общую цель – повышение эффективности и производительности процессов в производственных организациях. Все три подхода стремятся к оптимизации работы и достижению максимальных результатов.
Основное направление школы научного управления заключалось в процессе исследования оптимальных методов операций, с учетом основных производственных факторов: техники и работника.
Для того, чтобы упорядочить взаимодействие этих факторов, был сделан выбор более эффективных методов деятельности.
Главная идея научного управления основывалась на том, что для каждого вида деятельности человека вырабатывается теоретическое обоснование и осуществляется его обучение в соответствии с утвержденным регламентом, в ходе данного обучения человек приобретает необходимые навыки.
Фрагмент для ознакомления
3
Андреев В.И. Саморазвитие менеджера. – М.: Дело, 2014. – 275 с.
Бурнаев А.К., Михайлов Д.В. Управление организациями: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2019. 352 с.
Данько Т.П., М.П. Голубев Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 416 c.
Муратгазиев И.З., Сейтумеров Н.Р., Онищенко К. Н. Существующие подходы к классификации концепций управления организацией// Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы : сборник трудов VIII Всероссийской научно-практической конференции, г. Симферополь, 13–14 апреля 2023 г. / научн. ред. В. М. Ячменевой; редкол. : М. В. Высочина, А. А. Антонова, Р. А. Тимаев. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2023. С. 137-140
Президент РФ: необходимо перестроить всю систему управления. URL: https://fedpress.ru/news/77/policy/3125657
Роджерс М. Э. Ситуационный подход в управлении. Теория и практика. М.: Эксмо, 2018. 400 с.
Свайкина Ю. Е. Влияние школы научного управления на современный менеджмент//СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2024: сборник статей X Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2024. С. 20-23