Фрагмент для ознакомления
2
По Платону, высшее проявление любви – это гармоничное слияние духовного и физического начала наставника и ученика. Древнегреческие полисы заботились о всестороннем развитии мальчиков, и у них существовали традиции, которые имели следующий смысл: каждый греческий подросток должен был иметь старшего наставника. Наставник был обязан оказывать воспитаннику всяческие знаки внимания, одаривать подарками, действовать как опекун, советник, тренер и друг. Так же наставник должен был восторгаться успехами своего подопечного.
Что касается самой темы любви, то Платон раскрыл ее в своем произведении «Пир».
«Пир» – философское сочинение о любви. Философ все трактует расширительно. И о любви он говорит не так, как в романе.
Платон утверждает, что «каждый из нас – это половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину». Двуполое нерасчлененное целое существо, по Платону есть андрогин. Соответственно, любовь, это, прежде всего, согласно Платону, «жажда целостности и стремление к ней».
Тема диалога - восхождение человека к высшему благу, которое есть не что иное, как воплощение идеи небесной любви. Как истинные грехи они говорят не о любви самой по себе, а о той, что своим существованием обязана одному из богов.
Размышляя об истоках любви в боге Эроте, Аристофан призывает обратиться к природе самого человека, а именно к его первоначальной форме – андрогину: «Сперва надобно вам знать человеческую природу и её свойства, потому что в древности природа наша была не такова, какая ныне, а иная». Андрогин представлял собой телесное единство мужчины и женщины, образ которого был «шарообразным» поскольку фигура сферы, по мнению древних греков, считалась прекрасной и совершенной. В единстве они достигали гармонии и счастья, также «страшной силы», которой боялся Зевс и поэтому «разрезал их на двое». Причина зарождения любви, по Платону, лежит в изначальной природе человека: «Мы двоица из одного, и потому каждый из нас всегда ищет другую свою половину. Любовь вне человеческих замыслов и желаний, её сущность в божественной власти Эрота: «Древняя наша природа была такова, что мы составляли целое, и этой страсти к целому, этому преследованию целого имя – Эрот». Таким образом, обращаясь к концепту природы человека, древнегреческий мыслитель приходит к выводу о метафизических основаниях и истоках любви, которая предопределена для человека и становится способом, позволяющим приблизиться к изначальному природному совершенству.
Фрагмент для ознакомления
3
Котлярова В .В., Мукменева В. В. Идея любви в творчестве Платона и смысл ее реализации//МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ РОССИИ. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 141-143
Платон. Пир /Собр. соч. в 4 т. Т.2. Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1993. – 528с.
Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч. В.Н. Карпова. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус. 2011. 448 с.
Трубина Н. А. ПРИРОДА ЛЮБВИ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ// БОЛЬШАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МГПУ. Сборник тезисов. В 3 т.. Том 3. Москва, 2023. С. 222-223