Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня принято считать, что каждому человеку, не зависимо от его возраста и рода занятий, необходимо владеть основами финансовой грамотности. К основам финансовой грамотности можно отнести те необходимые знания, умения, опыт и компетенции, которые позволяют субъекту эффективно управлять своими денежными средствами и их расходами [3]. Такого рода практический опыт подразумевает успешное понимание и применение:
-принципов личного бюджетирования;
-способность грамотно распределять свои доходы и расходы;
-понимание значения таких категорий как кредит и инвестирование;
-способность защищать свои денежные средства от мошенников и соблюдение соответствующих правил безопасности и сохранности финансов и др.
Все эти аспекты позволяют говорить о реализации основных принципов финансового здоровья индивида. Безусловно, сложно спрогнозировать жизнь вперёд на десятилетия, но чем раньше человек будет иметь возможность освоить основы финансовой грамотности, тем успешнее может сложиться его финансовая траектория, благодаря которой сформируется способность правильно вести личный и семейный бюджет. С этой позиции субъект должен научиться обеспечивать собственные жизненные задачи и задачи семьи как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Вероятно, самым важным условием и правилом в данном случае будет являться принцип, что расходы должны быть всегда меньше, чем доходы.
Каждый современный человек должен хорошо понимать, к примеру, что такое инфляция и какие инструменты важно уметь использовать в своей личной практике, чтобы не дать деньгам обесцениться. При этом важно оценивать существующие жизненные и финансовые риски, а для этого необходимо понимать смысл такой категории, как сложный процент и др.
Банки и иные финансовые организации сегодня предлагают гражданам всё большее количество финансовых продуктов, но при этом, каждому важно понимать, что такое принятие разумных финансовых решений. Разумные финансовые решения человеку позволит принимать собственная финансовая грамотность. Сегодня практически все пользуются кредитными и зарплатными картами, выбирают ипотечные кредиты, многие осваивают процессы инвестирования в фондовый рынок и др. Речь также идет об участии в инициативном бюджетировании, о налоговой грамотности, о прозрачности бюджетов всех уровней и др. [6].
К сожалению, сегодня часто можно слышать об активизации финансового мошенничества и финансовых афер, котором подвергаются не только возрастные категории людей, как принято об этом думать, а достаточно молодые и активные граждане. Способность принимать разумные финансовые решения и создавать финансовую безопасность позволит избежать дорогостоящих ошибок.
Помимо прочего, финансовая грамотность субъекта включает в себя наличие долгосрочных перспектив, которые включают в себя понимание того, к примеру, как планировать собственный выход на пенсию и каким образом откладывать деньги на её увеличение, как защитить собственные активы от инфляции, как откладывать деньги на образование, и как обеспечить себя финансовыми ресурсами для той жизни, которая представляется наиболее оптимальной.
В современном образовании существует актуальная тенденция, которая рассматривает необходимость получения качественного образования в течение всей жизни. Процесс повышения финансовой грамотности также можно отнести к процессам, которые длятся всю жизнь, и это значит, что осваивать финансовую грамотность необходимо каждому гражданину, независимо от его возраста и статуса.
В зависимости от предпочтений субъекта, сегодня можно получать необходимые знания и соответствующие компетенции как самостоятельно, так и в процессе активного обучения с помощью курсов, освоения специальных программ и в процессе получения специального образования и др. Для этих целей сегодня существует множество специальных источников, литературы, веб-сайтов и разнообразных программ финансового образования.
Центральный Банк Российской Федерации разработал специальную программу «Повышение финансовой грамотности населения», с которой можно ознакомиться на сайте ЦБ.РФ. На сайте Финкульт, который создан Банком России, каждый может найти для себя большое количество самых разнообразных и полезных материалов, посвящённых теме «Финансы». Образовательные программы, посвящённые финансовой грамотности населения, рассматривают самые разнообразные темы и вопросы, которые связаны с правильным использованием денежных средств каждым субъектом, независимо от его возраста.
Современная социальная среда учитывает необходимость подробного погружения в такие образовательные темы данного направления, к примеру, как:
1. Безопасность личных сбережений.
2. Соответствие жизненных и финансовых целей.
3. Сбалансированный личный бюджет и бюджет семьи.
4. Планирование доходов и расходов денежных средств.
5. Финансовые резервы.
6. Рациональное потребление.
7. Разумные инвестиции.
8. Управление финансовыми рисками и др.
Специалисты в области управления финансами оказывают помощь не только в разработке образовательных и обучающих программ. Любая программа должна быть обеспечена необходимыми учебно-методическими и контрольно-оценочными материалами, которые позволят определить степень успешности освоения рассмотренных учебных тем каждой категории обучающихся.
Не секрет, к примеру, что многие граждане нашей страны столкнулись с проблемами, которые связаны с непосильной кредитной обременённостью. Помимо обязательных образовательных программ, рассматривающие необходимость формирования финансовой грамотности, могут быть разработаны и специальные программы, которые отдельно посвящены вопросам грамотного кредитования, или грамотного инвестирования.
Важно обучать граждан основным принципам финансового здоровья, как грамотно избегать чрезмерной долговой нагрузки, разбираться в бюджетных и налоговых вопросах и др. Учитывая современные тенденции в образовании, специалистам важно учитывать, что практическое обучение сегодня связано, прежде всего, с практико-ориентированностью и практической направленностью. Это значит, что обучающиеся должны принимать активное участие в тех практико-ориентированных ситуациях, которые создаёт педагог. Это могут быть примеры того, как правильно вести переговоры с кредиторами, при непосильных выплатах по долгам, или как реструктурировать долги и др. Речь в данном случае идёт об освоении современных финансовых технологиях, которые позволят освоить гражданам основы финансовой грамотности.
Владея основами финансовой грамотности, человек способен принимать взвешенные и осознанные решения в области финансов. Это позволит ему достигать конкретных поставленных целей при приобретении значимых для него вещей и объектов [7]. К основным аспектам финансовой грамотности можно отнести следующие:
1. Ведение контроля за доходом и расходом денежных средств.
2. Разработка и коррекция собственного личного и семейного бюджета.
3. Владение анализом существующих актуальных финансовых продуктов.
4. Способность к разумному сбережению и созданию необходимой финансовой подушки.
5. Владение необходимыми механизмами инвестирования.
6. Понимание сути кредитования и его последствий и др.
Учитывая значимость данной темы на современном этапе образования, сегодня практически на каждом образовательном уровне и в каждой образовательной системе, начиная с дошкольных образовательных организаций, с детьми и иными обучающимися изучают основы финансовой грамотности. К общим правилам финансовой грамотности, независимо от возраста субъекта сегодня можно отнести:
-способность планирования личного бюджета;
-способность грамотно тратить имеющиеся в наличии денежные средства;
-понимание того, что владение финансовой грамотностью является залогом финансовой независимости и личной успешности;
-умение отличать потребности от желаний;
-владение разумной экономией денежных средств и владение способностью их сбережения;
-умение находить альтернативные варианты для дорогих покупок;
-стремление жить на свои собственные доходы и по возможности не использовать заёмные и кредитные средства;
-способность вести отчёт по доходам и расходам и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. - «Манн, Иванов и Фербер» -Москва, 2014. – 48 с.
2. Джиемуратова, Г.А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки / Г.А. Джиемуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 12 (47). - С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/47/5834/ (дата обращения: 21.10.2024).
3. Донгак, Н.А. Применение проектных технологий в учебных заведениях / Н.А. Донгак. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62489/ (дата обращения: 21.10.2024).
4. Ефимов, П.П. Направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 373-376. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6689/ (дата обращения: 21.10.2024).
5. Ефимов, П.П. Сущность инновационной образовательной среды [текст] / П. П. Ефимов, В. Н. Костин // Молодой ученый. - 2014. - № 7. - С. 502–506.
6. Педагогический менеджмент [Текст] / (Концепция, опыт работы) / К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров, В.Д. Белиловский. - М. Педагогика, 2011. – 265 с.
7. Портал о финансовой грамотности школьников / https://www.ivi.ru/watch/azbuka_deneg (дата обращения 21.10.2024).
8. Сайт для просмотра фильма «Азбука денег» / http://www.economika.info/ (дата обращения 21.10.2024).