Фрагмент для ознакомления
2
Рассмотрим тему образа советского человека в визуальном искусстве 1930-х - 1940-х годов: между идеалом и реальностью.
Проблема формирования «нового советского человека» многократно становилась предметом исследования в работах российских и зарубежных авторов . Тем не менее актуальность научных работ, посвящённых анализу форм, техник и способов пропаганды, социального конструирования, не вызывает сомнений в современных реалиях общественной жизни.
Основная часть
В ХХ в. в портретном искусстве СССР главным персонажем стал «товарищ», которым мог быть известный хирург, инженер, тракторист, учительница или монтажница (А. А. Дейнека, М. В. Нестеров, А. Н. Самохвалов, А. М. Шилов, К. Ф. Юон, Т. Н. Яблонская и др.). Для советского художника важным становиться тот, кем человек стал в обществе и в какой профессии достиг высот, «приударил».
Параллельно в ХХ столетии за рубежом появляются понятия «человек играющий» (Й. Хейзинга) и «сверхчеловек», «виртуоз жизни» (Ф. Ницше); в СССР - человек «величественный, трагически прекрасный, вооруженный силой Мысли, свободный и гордый» (М. Горький), «настоящий человек», который является свободной и ответственной личностью. Он готов жертвовать своими желаниями и своей жизнью во имя всеобщего блага. Такую личность романтически воспевал М. Горький, а в суровой действительности воспитывали А. С. Макаренко и его последователи.
Для оптимального выполнения плановых показателей в годы первых пятилеток на производствах требовалось создать дополнительные элементы мотивации труда и продумать действенные механизмы социальной мобилизации трудящихся. Одним из них стало формирование собирательного образа «нового советского человека».
Кинематограф.
В рамках назидательного искусства, к которому относятся фильмы, построенные на принципах соцреализма, мы видим демонстрацию образа «новых людей» и нормативной реальности (как должно быть в советском обществе), составной частью которой были занятия физкультурой и спортом. Государство через искусство, через кинематограф (показывая такие виды спорта, как парашютизм, футбол, плавание, прыжки с трамплина, легкая атлетика) занималось пропагандой здорового образа жизни, необходимого для полноценного участия человека в жизни общества, и внедряло в сознание масс идею о том, что физкультура и спорт - это общественно полезная форма досуга, способ социальной реализации и престижная социальная ниша; они содействуют повышению культурного уровня советских людей, приобщают их к новым идеалам и нормам . В фильме «Случайная встреча» хорошо показано, чем для советских граждан была физкультура: это комплексное воздействие не только рационализированных физических упражнений, основанных на анатомо-физиологических принципах, но и природных факторов (солнца, воздуха, воды), соблюдение правил личной гигиены, внимательное отношение к своему здоровью, организации труда, отдыха, сна.
Советские кинематографисты также рассматривали свою работу в предвоенное десятилетие как воспитание в советских людях чувства патриотизма, призванного подготовить народ к войне. «Фронтовые подруги» (1941) В. Эйсымонта рассказывали о взводе сандружинниц, которые добровольно пошли работать в прифронтовой госпиталь, а когда стало нужно - отправились на передовую.
Плакатное искусство
Фрагмент для ознакомления
3
1) Александрова, М.В., Багновская, Н.М. Стилистика советского плаката в современной массовой культуре // Ярославский педагогический вестник. ‒ 2018. ‒№ 5. С. 367‒372
2) Дискурсы «новый человек» и «советский народ» как общность в социокультурном пространстве СССР: сб. ст. Ставрополь, 2022. 276 с.
3) Кириченко С. В. Советские идеология и культура в 1920–30-х гг.: воспитание «нового человека» / С. В. Кириченко // Вестник ТГУ. История. 2020. № 65. С. 20–26.
4) Тутуева А. А. Пропаганда образа жизни советской женщины в плакатном искусстве межвоенного периода// Россия и мир в исторической ретроспективе, к 320-летию основания Санкт-Петербурга: матер. XXIX-й междунар. науч. конф.: в 3 т. Санкт-Петербург, 7 апреля 2023 года / под ред. С. И. Бугашева, Ю. В. Ватолиной, А. С. Минина. Т. 3. – Санкт-Петербург: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2023. С. 891-893
5) Фишева А. А. Образ «нового человека» в советском кинематографе в 1930-е гг. [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2020. № 1 (33). С. 144—157.
6) Человек советский: за и против | Homo Soveticus: Pro et Contra: моногр. /под общ. ред. Ю. В. Матвеевой, Ю. А. Русиной. Екатеринбург: УрФУ, 2021. 412 с
7) Шаманина, Т.С. Образ женщины в советском плакатном искусстве межвоенного периода (1918‒1939) // Известия Уральского федерального университета. ‒ Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2019. ‒ № 1. ‒ Т. 25. С. 139‒144.
8) Bernstein S. Raised under Stalin. Young Communists and the Defense of Socialism /S. Bernstein. Cornell University Press, 2017. 268 p.