Фрагмент для ознакомления
2
Парменид считается одним из основоположников натурфилософии и его философия фокусируется на концепции бытия и небытия. К нему мы обращаемся, приводя тезис о том, что «небытия нет». В своем произведении «О природе» Парменид утверждает:
• Что бытие есть (оно существует) и оно единственно, неподвижно, вечно и однородно. По его мнению, бытие действительно и постижимо. Всякое мышление и познание должны исходить из этого единого бытия.
• Парменид отвергает небытие, утверждая, что оно не может быть. Небытие, по его мнению, просто не существует, и о нем невозможно говорить или мыслить. Он говорит о том, что то, чего нет, не может быть осмысленным или познанным.
Таким образом, основная идея Парменидовского учения заключается в исключительности бытия как единственного источника реальности. Он подчеркивает, что истинное знание возможно только о том, что существует, а все изменения и множественность — это лишь иллюзии и заблуждения чувств.
Эти идеи стали основой для дальнейших философских раздумий о природе реальности и познания впоследствии, в том числе у Платона и Аристотеля.
Когда мы начинаем рассуждать о концепции небытия, мы автоматически оказываемся в сфере бытия, - так можно выразить идею Парменида. Это неизбежно, так как человек взаимодействует исключительно с теми объектами и явлениями, которые обладают бытием. Поскольку небытие невозможно осознать, то логически его существование становится сомнительным. Эти выводы привели Парменид к весьма неожиданным и интересным заключениям.
К примеру, в отношении времени. Мы воспринимаем прошлое как несуществующее — оно исчезло, а будущее нам недоступно — оно ещё не проявилось. Можно предположить, что они были (имели бытие) или собираются быть реальностью (обрести бытие в будущем), а в данный момент находятся в небытие.
Но если небытие – это полное отсутствие чего-либо, то у прошлого и будущего попросту нет места для существования. Они, возможно, хотели бы быть частью небытия, но это невозможно из-за его отсутствия.
Поэтому, то, что мы называем «прошлым» и «будущим», оказывается лишь иллюзией нашего восприятия, — отмечает Парменид. То есть физически такого пространства/места/субстанции не существует, но мы рассуждаем о нем, подразумевая некий умозрительный термин.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахутин А. В. Античные начала философии. – СПб.: Издательство Наука. 2007. – 782 с.
2. Богомолов А. В. Учение Парменида о небытии как историко-философское основание генологии Плотина // Вестник Мининского университета, № 4 (25), 2018, с. 13.
3. Зайцева О. В. Парменид и проблема сознания // Философский журнал, №34. 2021. – с. 34-38. Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/parmenid-i-problema-poznaniya Дата обращения: 25.11.2024.
4. Фрагменты ранних греческих философов под ред. А. В. Лебедева. – М.: Издательство Наука. 1989. – 575 с.