Фрагмент для ознакомления
2
В 2024 году отмечается 155-летний юбилей выхода выдающейся работы Николая Данилевского "Россия и Европа: Культурно-политические отношения славянского и германо-романского миров". Первая публикация этого труда состоялась в журнале "Заря", а впоследствии он неоднократно переиздавался (в 1871, 1888, 1889 и 1895 гг.).
В этой работе мы обратимся к творчеству выдающегося русского философа и натуралиста, рассмотрев его в контексте противостояния либерализму и нигилизму — разрушительным силам, которые продолжают оказывать негативное влияние на Россию и в наши дни.
Н. Я. Данилевский играл важную роль в кружке Петрашевского в качестве авторитета по социалистическим теориям и особенно умело излагал учение Ш. Фурье. Участников кружка привлекал его взгляд на учение Фурье как на социально-экономическое, а не политическое.
Это важное различие, поскольку в то время власти Российской империи воспринимали как угрозу политические заговоры радикалов, а не абстрактные социалистические теории. Аналогичным образом, концепции русских консерваторов, развивавшиеся в период правления Николая I, были направлены против либеральной революции, а не социалистической. Понимание этих различий необходимо при анализе политических воззрений той эпохи.
Увлеченный учением Шарля Фурье, Николай Яковлевич Данилевский активно участвовал в заседаниях кружка Петрашевского. С самим Петрашевским Данилевский был знаком со времен учебы в лицее, однако близкое знакомство состоялось в 1844 году. В следующем, 1848 году, Данилевский познакомился с Н. А. Спешневым, который позднее стал прототипом Николая Ставрогина в романе "Бесы" Ф. М. Достоевского.
В кружке Петрашевского Данилевский активно выступал с рефератами, пропагандируя идеи социализма и фурьеризма, которым он был глубоко увлечен. По словам Н. А. Спешнева, Данилевский обладал самым глубоким пониманием фурьеризма среди всех членов кружка. После ареста и заключения в крепости у Данилевского произошел серьезный личностный перелом. Пребывая в одиночестве, он переосмыслил свои взгляды и убеждения. Чтение Библии пробудило в нем религиозные чувства, которые он испытывал в юности. Увлечение фурьеризмом ушло в прошлое, уступив место более реалистичному взгляду на социалистические теории. Данилевский признал социализм прекрасной, но неосуществимой утопией. При этом он не отказался от своих благородных стремлений улучшить жизнь народных масс и освободить их от крепостной зависимости.
Летом 1850 года Н.Я. Данилевский был отстранен от должности в Петербурге и отправлен под административный надзор в Вологду. Там он работал в канцелярии губернатора. Через два года Данилевский был переведен в канцелярию самарского губернатора по ходатайству Л.А. Перовского, который ранее председательствовал на судебном процессе над М.В. Петрашевским.
В 1853 году Данилевский стал членом-сотрудником Русского географического общества, куда он вступил еще в студенческие годы. Благодаря поддержке П.П. Семёнова он был избран Советом общества для участия в экспедиции, организованной вместе с Министерством государственных имуществ. Экспедиция должна была исследовать рыболовство в Волге и Каспийском море в техническом, статистическом и биологическом аспектах. По словам Н.Н. Страхова, эта командировка определила дальнейшую судьбу Данилевского.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бажов, С. И. Жизненный путь и философия истории Н.Я. Данилевского / С. И. Бажов // Тетради по консерватизму. – 2020. – № 3. – С. 18-65. – DOI 10.24030/24092517-2020-0-3-18-65. – EDN KFIYUD
2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. — СПб.: Изд-во СПбГУ, Глагол, 1995.
3. Данилевский Н. Я. Учение Фурье // Петрашевцы: сб. материалов / под ред. П. Е. Щеголева. — М.; Л.: Государственное изд-во, 1927. — Т. 2. — С. 118–149. — 306 URL: http://az.lib.ru/d/danilewskij_n_j/text_1848_uchenie_furie.shtml (дата обращения: 30.03.2019).
4. "Дарвинизм" Н.Я. Данилевского в оценке русских философов, историков и теоретиков биологии / В. И. Назаров, Ю. А. Филипченко, Н. Н. Страхов [и др.] // Lethaea Rossica. Российский палеоботанический журнал. – 2016. – Т. 12. – С. 47-62. – EDN WYHBBJ.
5. Елишев, С. О. Особенности социологического анализа религии в России в имперский период ее истории / С. О. Елишев // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2022. – Т. 28, № 2. – С. 140-173. – DOI 10.24290/1029-3736-2022-28-2-192-237. – EDN CUXIME.
6. Кожурин, А. Я. Критика идейных оснований русского либерализма и нигилизма в трудах Н.Я. Данилевского / А. Я. Кожурин // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2019. – Т. 20, № 4. – С. 298-306. – DOI 10.25991/VRHGA.2020.20.4.023. – EDN VODXSH.
7. Крестовский Арсений Артёмович НАУЧНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА Н. Я. ДАНИЛЕВСКОГО С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ И ВЫЗОВОВ ВРЕМЕНИ // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2020. №4 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-i-politicheskaya-znachimost-tsivilizatsionnogo-podhoda-n-ya-danilevskogo-s-uchetom-sovremennyh-problem-i-vyzovov-vremeni (дата обращения: 28.11.2024).