Фрагмент для ознакомления
2
Аналитическое эссе
В эссе рассматривается инновационность гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили. В настоящее время среди преподавателей возникает вопрос о причинах снижении интереса обучающихся к учебе. Поначалу дети приходят в первый класс с огнем в глазах, стремясь усваивать новые знания и проявляя интерес к каждому слову учителя. Однако, через год или более, ученики перестают радоваться посещению школы, не хотят ничего делать и вовсе не слушают учителя. Именно поэтому многие учителя ищут решение данной проблемы, они хотят, чтобы у детей была мотивация учиться. Решению этой проблемы мы можем найти в гуманной педагогике, ведь именно она может оказать незаменимую помощь.
Обратимся к характеристике технологии, предложенной Ш. Амонашвили. Ведущий целевой ориентир педагогики раскрывается в трудах Ш. Амонашвили следующим образом: 1. Обогащение внутреннего мира и души ребенка (через труд, расширение сознания, осознание ответственности за свои мысли и действия, творчество, восприятие красоты, развитие духовной жизни, стремление к самопознанию и самовоспитанию, проявление воли, сознание, общение и прочее). 2. Создание благоприятных условий для роста и формирования познавательных способностей ребенка (включая умение слушать, наблюдать, осмысливать, обобщать, запоминать и воспроизводить информацию, стремление к новым знаниям, поиск источников знаний, ответственность за свои знания и так далее). 3. Обеспечение возможности для ребенка усваивать расширенный и углубленный объем знаний и умений, имеющих определенные характеристики (выпускник Школы Жизни должен обладать знаниями на уровне начальной школы и продемонстрировать более высокий уровень осведомленности об окружающем мире и духовно-нравственной сфере, что способствует формированию личной позиции, мировоззрения и самовыражения через различные виды деятельности, а также использованию знаний для блага общества и личного развития). Ш.А. Амонашвили акцентирует внимание на том, что образовательный процесс воспринимается каждым ребенком субъективно и на основе личных стремлений [1,2].
Гуманная педагогика основывается не только на безотметочном обучении, но и на любви, уважении, сотрудническом отношении к детям. Учитель - это не только тот, кто дает знания в школе, но и наставник, который направляет учеников во взрослую жизнь, прививает моральные нормы и ценности, воспитывает своих учеников. Учитель не должен закрываться от детей, давать им только школьную программу, но его задача - показать им то, как они могут использовать полученные знания и навыки в дальнейшей жизни [3].
Некоторые ключевые характеристики инновационных педагогических технологий: 1. Активное участие как преподавателей, так и учеников, в образовательном и воспитательном процессе, реализация индивидуального подхода. Преподаватель обладает глубокими знаниями о психологических и личностных чертах учащихся, что позволяет ему адаптировать образовательный процесс под их индивидуальные потребности. Учащиеся, в свою очередь, проявляют растущую самостоятельность в учебной деятельности. 2. Актуальное содержание. Оно сосредоточено не только на усвоении учебного материала, но и на развитии компетенций, соответствующих требованиям современности. Содержание учебной деятельности должно быть структурированным и доступным для восприятия учащимися. 3. Динамичные методы обучения. Эти подходы акцентируют внимание на взаимодействии между обучающимися и вовлечении их в процесс обучения, а не на простом восприятии информации [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акинфиев С.И. Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш. А. Амонашвили, 70 - 90-е гг. XX в. – Режим доступа: www.dslib.net/obw-pedagogika/osnovnye-cherty-gumanno-lichnostnoj-pedagogicheskoj-koncepcii-sh-a-amonashvili-70-90
2. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Школа жизни. – Режим доступа: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%90/amonashvili-shalva-aleksandrovich/osnovi-gumannoj-pedagogiki-kniga-3-shkola-zhizni?ysclid=lg859ufucs721034911
3. Гребенкина Л.К. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие / Л. К. Гребенкина, Н. А. Жокина, О. В. Еремкина ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2009. – 156 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.twirpx.com/file/1027307/
4. Кожевникова М.Н. Социальная миссия образования // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7. Филос. - 2015. - № 4 (30). - С.54-62.
5. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2016/04/21/urok-diskussiya