Фрагмент для ознакомления
2
Образовательно-воспитательный потенциал музея был обоснован в работах учёных и исследователей М.Б. Гнедовского, H. Кульчинской, Н.П. Макаровой и др. Помимо образовательной, эстетической и иных функций, современный музей России предусматривает функцию рекреационно-образовательную, которую сегодня часто называют миссией [2].
Миссия современного музея рассматривается современными исследователями как предназначение, определяемое генерированием культуры настоящего и будущего, на основе сохранения и актуализации наиболее ценной части всех видов наследия. По мнению Т. Шолы, в миссии заключена главная цель музея и его общественная сущность. Это преданность общему благу, приверженность социальной идее и др.
Проблема приверженности к примеру, к социальной идее, которая основана на идее гуманистической, рассматривается не случайно. По мнению исследователей, в настоящее время существует вполне реальная угроза дегуманизации социальной сферы в обществе. Утрачены различия между добром и злом, между низким и высоким, что лишний раз демонстрирует внутреннюю пустоту отдельных социальных страт [1].
Музеи рассматриваются чаще как ярмарки развлечений, от чего страдают информационная и научная составляющие современных российских музеев. Накопленный за десятилетия музейный потенциал сегодня часто расходуется на удовлетворение зрелищности и на удовлетворение прихотей, относительно среднего, по культурным запросам посетителя. В связи с этим целесообразно рассмотреть рекреационно-образовательную миссию современного музея России.
Под рекреационно-образовательной миссией понимают деятельность музея, направленную на всестороннее развитие и образование соответствующей аудитории. Это прежде всего подразумевает расширение кругозора каждого субъекта и его духовного потенциала. Несомненно, что такого рода миссия, прежде всего, реализует образовательную цель. При этом, не исключено, что в данном интегрированном процессе могут быть использованы специальные, развивающие, или дополнительные образовательные программы, которые позволяют реализовать образовательный процесс через игры, развлечения и др. [6].
Современный музей является центром по сохранности, изучению и актуальной презентации того направления, которое он реализует. Это может быть краеведческий музей, музей современной истории и др. К особенностям современного музея можно отнести:
-реализация миссии;
-сочетание уникальных артефактов и современных цифровых технологий;
-наличие в музее дискуссионных, просветительских, научно-образовательных площадок и др.
Рекреационно-образовательная миссия современного музея позволяет популяризировать и объективно освещать различного рода исторические события, в том, или ином контексте, этническом, политическом, краеведческом, историческом и др.
Актуальное сегодня понятие - музейная педагогика позволяет реализовать особый образовательный потенциал и ресурс любого музея, какие только существуют в России, поскольку каждый из них имеет свою богатую и насыщенную историю, будь это история края, или история страны. При этом, в рамках музейной педагогики также успешно, как и в любой иной образовательной системе, могут быть реализованы современные педагогические образовательные технологии, в том числе, игровые, исследовательские, проектные и др. [3].
Вопрос, что такое современный музей, достаточно актуален. Быть может – это институт социальной культуры, или фабрика впечатлений. В любом случае, каждое мероприятие, проводимое тем, или иным музеем реализует целостную образовательную миссию, которая заключается в развитии, обучении и воспитании, как отдельного субъекта, так и все аудитории в целом. Будет ли в каком-либо случае, превалировать образовательная составляющая, или развлекательная – это зависит от той цели и задач, которые ставят перед собой организаторы мероприятия.
Как было отмечено, сегодня существует достаточно востребованная музейная педагогика, где совершенно очевидно первичной будет являться цель дидактическая (обучающая). Сотрудники музеев активно взаимодействуют с образовательными организациями любого образовательного уровня, начиная с дошкольных, когда в музеях для детей проводят увлекательные и познавательные занятия [4].
По мнению педагогов практиков, потенциал музейной педагогики используется недостаточно. Музей часто воспринимается как хранилище ценностей, а не как важный элемент педагогической системы, который может способствовать формированию интереса к какому-либо познавательному направлению. Если совместные формы работы музеев и образовательных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахунов, В.М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления / В. М. Ахунов. - Вестник Московского университета. -2016. - Сер. 20: Педагогическое образование. - N 4. - С.45-57.
2. Будко, А. Кризис современного музея: между универсальностью и уникальностью / А. Будко. – Музей, 2009. - № 1. - С. 33-34.
3. Вербенец, А.М. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов / А.М. Вербенец– СПб.: Адва Пресс, 2017. – 324 с.
4. Дриккер, А.С. Музей в обществе информационного потребления / А.С. Дриккер. - Философия музея: Учебное пособие / Под ред. М.Б. Пиотровского. М.: ИНФРА-М, 2013. - С. 166—172.
5.Мастеница, Е.Н. Миссия музея в ракурсе проблем межкультурной коммуникации / Е.Н. Мастеница. - Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Вып. 4. Восток-Запад: Сб. статей / М-во культуры РФ. СПб.: Изд-во СПГУКИ, 2010. - С. 256 - 262.
6. Шляхтина, Л.М. Образовательный потенциал музея / Л.М. Шляхтина. - Культура и образование: традиции и новаторство. Материалы научной конференции, посвященной 80-летию Академии культуры. СПб., 1998. С. 73-76.
7. Шляхтина, Л.М. Образовательная миссия музея в XXI веке / Л.М. Шляхтина. - Произведение искусства в образовательном процессе. Международная научно-практическая конференция. 5 - 7 апреля 2000 года. Тезисы докладов. СПб., 2000. С. 114 -115.