Фрагмент для ознакомления
2
В самом процессе произведения госзакупок участвуют поставщики, заказчики, операторы электронных площадок, специализированные компании, эксперты и т.д. А государство выступает как регулятор всех экономических процессов. Изначально происходит формирование государственного заказа, затем заказчиком выдвигается оферта, когда спрос на определенный вид товара, работы или услуги, выставляется на Единой Информационной Системе и дублируется на восьми федеральных электронных площадках. Посредником между заказчиком (покупателем) и поставщиком (продавцом) является оператор электронной площадки (владелец интернет-ресурса). Далее, вторым шагом, поступают оферты на предоставление и удовлетворение государственной и муниципальной нужды и выбирается поставщик с наиболее выгодным предложением. И заключительным этапом данного процесса является заключение контракта и реализация государственного заказа.
Осуществление государственного заказа не остается без наблюдения и регулирования на всех этапах данного процесса. Уполномоченным органом, исполнительной власти, который контролирует сферу госзаказов является ФАС РФ (Федеральная Антимонопольная Служба Российской Федерации), перечень полномочий которой зафиксирован в статье 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Отношения в сфере госзакупок регулируются нормами различных отраслей права, и, соответственно, отличаются сложностью, а также неоднородностью. В современной научной юридической литературе этот факт указан довольно аргументировано. Кроме того, в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд присутствует сочетание публично-правовых элементов, что является одной из главных особенностей регулирования данных правоотношений.
Госзакупки регламентируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, и основным нормативно- правовым актом данной сферы - Федеральным законом № 44-ФЗ, о котором упоминалось ранее, а также другими Федеральными законами.
С 2022 года существует три вида осуществления госзакупок: конкурс (представляет собой вид закупки, при котором важными являются несколько критериев, помимо цены), аукцион (процесс торга поставщиков, при котором снижается цена поставляемого товара, работы, услуги), запрос котировок в электронной форме (один из самых простых способов, обладающий единственным критерием – цена).
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аваков В. В. Управление государственными закупками в России: учебное пособие / В.В. Аваков, О.Г. Григорьева, С.Г. Камолов. — Москва: КНОРУС, 2023. — 334 с.
2) Костенко О. В. Управление рисками бюджетного учреждения при осуществлении государственных закупок / О. В. Костенко, П. Е. Костенко. – Киров: Вятская государственная сельскохозяйственная академия, 2023. – 163 с
3) Красюк А. И. Снижение рисков при осуществлении государственных и муниципальных закупок в современных условиях// ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ: сборник статей V Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2023. С. 37-40
4) Родионова Ю. Д. Стратегии поведения поставщиков на рынке государственных закупок, 2021. – 149 с
5) Смоленский М. Б. Основы права : учебное пособие / М.Б. Смоленский, А.А Подопригора, Е.В. Демьяненко ; под общ. ред. М.Б. Смоленского. — Москва: КНОРУС, 2023. — 328 с.
6) Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 26.12.2024)
7) Чмут Г. А. Снижение рисков при осуществлении государственных и муниципальных закупок в современных условиях / Г. А. Чмут // Научные известия. – 2022. – № 29. – С. 252-254.