Фрагмент для ознакомления
2
Афористичный стиль А. Шопенгауэра привлекает современного читателя, особенно молодых людей, движимых метафизическими запросами. Имеющее при этом место обрывочное чтение, не выходящее за рамки отдельных цитат, ведёт к некорректному пониманию его учения. Уже одна фраза «жизнь ничтожна и бессодержательна, глуха и бессмысленна» наводит на мысль, что философия Шопенгауэра – проповедь пессимизма.
Для разочарованных жизнью тут кроется ещё одна опасность: им кажется, будто собственный опыт подтверждается авторитетом великого властителя дум. Между тем, целостное прочтение философии Шопенгауэра исключает такой односторонний вывод.
Целью данной работы является рассмотрение Артура Шопенгауэра как теоретика пессимизма.
А. Шопенгауэр – немецкий философ, живший в XIX веке. Его труд «Мир как воля и представление» сделал его одним из самых уважаемых и значимых философов своего времени. Согласно А. Шопенгауэру, мир управляется слепыми силами, которые люди никогда не могут понять . Он утверждал, что человеческие действия определяются этими силами, а свобода воли – иллюзия. Исходя из этого он описывал форму детерминизма, основанную на понятии воли. Воля, по мнению мыслителя, – основа всего сущего, и она управляет всеми человеческими действиями, и люди не могут сопротивляться ее влиянию. А. Шопенгауэр считал, что воля не подчиняется никаким внешним или внутренним ограничениям, а представляет собой замкнутую в себе силу, всегда стремящуюся к осуществлению своих желаний. Мировая воля в конечном счете несет ответственность за все человеческие страдания.
Бессмертная воля постоянно обновляется в процессе нового рождения. Всякий раз, когда она рождается заново, она обретает и новый разум, осваивает мир по-новому и совершает новые ошибки. Если ей не давать каждый раз новый разум, то воле суждено бесконечно повторять одни и те же ошибки. «Смерть и рождение - это постоянное обновление сознания воли» .
По мнению философ, конечной целью человеческого существования является Нирвана, которая является ключевой концепцией буддизма - это освобождение от трудностей жизни, сансара, являющаяся истинной целью живых существ. «Смерть - это миг освобождения от односторонности индивидуальной формы», что представляет собой гальванизацию порядка.
Презрение Шопенгауэра к поведению, вдохновленному стремлением к личному счастью, и, как мы знаем, оно проистекает из многих несуществующих моральных принципов, философ считает эгоистичным, потому что добродетель основана на собственном эгоизме, а истинный моральный критерий заключается в том, что у нее не будет эгоистичных мотивов. Это возможно только тогда, когда люди действительно близки и относятся к боли друг друга как своей собственной. Симпатия, это понятие принадлежит ей, и такое отношение возможно только при наличии взаимной симпатии. Симпатия - истинная форма морали.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1) Гартман Э. Сущность мирового процесса, или Метафизика бессознательного. – М.: Ленанд, 2016. – 430 с
2) Мир как воля и представление / Артур Шопенгауэр; [перевод с немецкого Ю. Айхенвальда]. – Москва: Издательство АСТ, 2020.
3) Смолева К. И. Мир и человек – основной вопрос философии// Россия и мир в исторической ретроспективе, к 320-летию основания Санкт-Петербурга: матер. XXIX-й междунар. науч. конф.: в 3 т. Санкт-Петербург, 7 апреля 2023 года / под ред. С. И. Бугашева, Ю. В. Ватолиной, А. С. Минина. Т. 3. – Санкт-Петербург: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2023. С. 722
4) Федорова В.О., Шикина Е.А., Чебан А.Г. Артур Шопенгауэр – философ пессимизма?// https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54245614_41568887.pdf
5) Шопенгауэр А. Собрание сочинений: В 6 т. Из рукописного наследия // Москва: Издательство Республика; Дмитрий Сечин. – 2016. – Т.6. –383 с.