Фрагмент для ознакомления
2
З. Фрейд говорил о том, что, будучи индивидом массы, человек не свободен. У него отсутствует самостоятельность и инициатива, его реакция однородна с реакцией всех других, в нем ослаблены черты интеллектуальной деятельности. Его аффекты безудержны, он не способен к умеренности, отсрочке намерения, планированию деятельности, он доходит до крайности в выражении чувств и предоставляет им свободно изливаться в действии.
«Исчезновение сознательной обособленной личности, ориентация мыслей и чувств в одинаковых с другими направлениях, преобладание аффективности и бессознательной душевной сферы, склонность к немедленному выполнению внезапных намерений – все это соответствует примитивной душевной деятельности, какая напрашивается для характеристики именно первобытной орды»
Все это существенно отличает его от того, что – в привычном для нас представлении – должно характеризовать цивилизованного человека.
Как группа влияет на человека? Рассматривая этот вопрос, следует определить такие понятия, как конформность и внушаемость. Под первым подразумеваете подверженность личности давлению группы, его уступчивость мнению большинства, чтобы избежать конфликта с самой группой. Конформность может быть внутренней личной, когда мнение личности трансформируется под влиянием группы, человек соглашается с ее мнением. Конформность может быть демонстративной, при сохранении своего мнения внутри.
Внушаемость является податливостью человека мнению других или группы.
Чтобы понять, как группа влияет на человека, рассмотрим различные исследования толпы и группы.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Анохин А. М., Коммуникативные стили в адаптационных процессах // Прикладная психология и психоанализ. — 2018. — N 4. — С. 24-26
2) Бурченкова, Л. Ш. Субкультуры как новая форма идентификации с точки зрения субъект-объектного подхода / Л. Ш. Бурченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 316-320. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27377/ (дата обращения: 12.04.2024).
3) Ильясов Ф.Н. Группа и групповое поведение // Социальные исследования. 2016. No 1. С. 1-20.
4) Лебон, Г. Психология толп // [Электронный ресурс] / Пер. с франц. А. Фридмана, Э. Пименовой // Психология народов и масс / Сост. А.К. Боковиков. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 382 с.
5) Мамонов Е., Учимся управлять групповой динамикой тренинга // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. — 2020. — № 3. — С. 54-56
6) Овчинникова В.Б. Молодежная субкультура и роль самоопределяющего фактора молодого человека в обществе//МЕЛИОРАЦИЯ КАК ДРАЙВЕР МОДЕРНИЗАЦИИ АПК В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА. Материалы IV Международной научно-практической интернет-конференции. Новочеркасск, 2023. С. 474-480
7) Тард, Г. Общественное мнение и толпа / Пер. с фр. / Под ред. П. С. Когана - Изд. 2-е. - М.: Издательство ЛЕНАНД, 2015. – 208 с..
8) «Толпа» : энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов / под ред. Александрова Р.А., Бакланова Е.А. и др. //Минск : Харвест, 2021.
9) Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. //З. Фрейд. Я и Оно.- Тбилиси. Мерани. Т 1.
10) Эриксон, Э.Г. Детство и общество / Э.Г. Эриксон; пер. и науч. ред.: А.А. Алексеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Летний сад, 2000.