Фрагмент для ознакомления
2
3) Социальная власть базируется на авторитете, уважении, традиции рода.
4) Социальная власть проводится как социумом в целом (как родовые собрания, вече), так и представителями общества (старейшины, советы старейшин, военачальники, вожди, жрецы и пр). Последние также принимали участие в принятии решений по важным вопросам функционирования первобытного общества.
Так или иначе, любые властные отношения – это отношения между субъектами и объектами. Субъектом власти являются правители, социальные общности, элиты, органы законодательной власти, правительство, судебные органы, армия и пр. Объект власти – слои в обществе, этносы, религиозные общества и пр. Субъект власти – это активное начало политической жизни. Характеристиками субъекта власти являются:
1) Желание властвовать, воля к власти;
2) Компетентность;
3) Знание ситуации;
4) Авторитет.
Объект власти – это пассивное начало политической жизни. Многое определяется политической культурой населения .
Лидерство – в отличие от власти – наиболее очевидно в тех случаях, когда, по словам Адама Смита (в лекциях, прочитанных в Университете Глазго в начале 1760-х годов), все члены группы находятся «на равных», однако «к определенной личности прислушиваются больше». В этом случае лидерство определяется стремлением окружающих ориентироваться на лидера и следовать за ним.
Рассмотрим, как власть влияет на науку:
1) Аспект в политике. Власть финансирует фундаментальную науку в целях обеспечения последующего технологического государственного развития. Власть обеспечивает науку военными заказами. Власть формирует положительный имидж государственных ученых. Власть организует аспекты научной деятельности в международном плане.
2) Аспект управления. Власть планирует научную деятельность – закладывает статьи бюджета на науку, реформирует структуры науки. Власть интегрирует области науки, производства и высшей школы. Власть контролирует научную деятельность.
3) Финансово-хозяйственный аспект. При помощи власти создается материальное и техническое обеспечение научной деятельности (наукограды, технопарки, бюджетное финансирование, гранты). Приведем пример. Сегодня в России успешно работает огромное количество технологических платформ по различным направлениям научно – технологического развития. Одним из самых крупных инновационных центров является «Сколково» . Сколково характеризуется специфическими отличиями от наукоградов и административно-территориальными образованиями.
1) Сколково говорит о направленности на постоянное взаимодействие между дисциплинами как внутри города, так и внутри «виртуального Сколково», применяя большое количество проектов в разных, противоположных отраслях.
2) Открытость и прозрачность всего функционирования. Сколково проектировалось с учетом максимальной открытости как в отношении идущих процессов внутри, так и в отношении города. Наукограды создавались для решения, как правило, задач обороны, и тема открытости среды для коммуникации со внешним миром не представлялась для них актуальной.
3) Сколково представляет собой уникальную комбинацию подходов к формированию прорывных технологий: целеориентированного подхода, когда все разработки подчиняются строгому набору целей и приоритетов, и диффузионного, когда основная задача – это распространение лучших практик исследования и технологического предпринимательства. Сколково успешно применяет оба подхода в формировании целеориентированной инновационной экологической системы.
Инновационная поддержка в ВУЗах и центрах науки также не может считаться полноценной, поскольку в ней нет операционной направленности на получение прибыли от создаваемых технологий. Технопарковая форма – это создание новых рабочих мест, «фактор частичного нивелирования главным образом молодежной безработицы» . Теперь рассмотрим, как наука влияет на власть:
1) Лоббирование интересов науки в структурах государства.
2) Борьба за автономию в научной области.
3) Отстаивание научных интересов в масштабе между странами.
4) Борьба за мир (ядерная проблема).
Науке присущи функции власти, она может быть властью и контролем. На практике власть или курирует деятельность ученых, или диктует ей свои приоритеты. С точки зрения государства наука подчиняется просвещению, совершает открытия и открывает перспективы для роста экономики и уровня жизни народа.
2 Наука и экономика
Если развита наука, это говорит о том, что такое государство отличается экономической силой. Наличие научных достижений является показателем развития экономики государства.
В современном мире основой процветания наиболее успешных экономик становятся инновации и инновационная деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бурденко Е.В., Мудрова С.В. Формирование индикативных показателей экономики знаний // Плехановский научный бюллетень. – 2018. – № 1. – c. 20-25.
2) Гаджиев К. С. Российская Федерация: национальное государство или государство народов?//Полис. Политические исследования. 2018. № 3. С. 130-146
3) Гашко Д. В. Понятие инноваций в современной экономической теории // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-innovatsiy-v-sovremennoy-ekonomicheskoy-teorii (дата обращения: 31.10.2020)
4) Информационные реалии в контексте развития wiki-технологий, [Электронный ресурс]. URL: http://ekhneu.org.ua/content/informacionnye-realii-v-kontekste-razvitiya-wiki-tehnologiy(дата обращения: 31.10.2020)
5) Сапрыкина В. Ю, Дегтяренко Е.А. Проблемы инновационного развития российской Федерации // Научный вестник ЮИМ. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-innovatsionnogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 31.10.2020).
6) Сокулер 3. А. Знание и власть: наука в обществе модерна. —СПб. РХГИ, 2016. - 240 с.
7) Сулакшин С.С. Наука и власть: Cтруктуризация проблемы / Наука и власть: проблема коммуникаций. Материалы всероссийской научной конференции. М., 2009.
8) Якунин В.И., Сулакшин С.С., Вилисов М.В., Соколов Д.В. Наука и власть Проблема коммуникаций. М.: Научный эксперт, 2009. — 248 с.