Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, то есть отношения, регулируемые нормами права. В частности, гражданское право характеризуется регулированием гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовное право-регулированием отношений, связанных с преступлением и наказанием.
Административное право тесно связано со многими отраслями права, такими как гражданское право. Нормы гражданского права относятся к имущественным отношениям только в тех случаях, когда стороны равноправны, а нормы административного права относятся к имущественным отношениям, которые основаны на административном подчинении одной стороны другой. Административное право имеет определенные связи с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Таким образом, трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы административного права регулируют государственно-служебные отношения.
Административное право является самостоятельной отраслью российской правовой системы. Отрасли права отличаются друг от друга предметом и методом правового регулирования. Именно субъект административного права составляет общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления). Такие отношения называются административно-правовыми.
Таким образом, административно-правовые отношения-это общественные отношения, регулируемые нормами административного права, которые развиваются в сфере исполнительной власти [3].
Объект исследования - должное поведение субъектов административного правоотношения, в результате которого достигается необходимое состояние в сфере государственного управления.
Предмет исследования - административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения.
Целью работы является исследование того, как рассматриваются административно-правовые отношения, их особенности и структура в юридической литературе.
Задачами работы является:
рассмотрение определения административных правоотношений;
выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других правовых отношений;
изучение структуры административных правоотношений и его отдельных элементов;
выявление оснований возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.
Методологическую основу исследования составляют такие методы исследования, как: специально-правовой, сравнительно-правовой и другие методы обобщения научного материала и практического опыта.
Актуальность данной темы заключается в том, что отрасли права различаются по предмету и способу правового регулирования, поэтому необходимо отличать административно-правовые отношения от других правоотношений. Для этого необходимо знать и уметь определять административно-правовые отношения, их особенности, структуру и сущность.
1. Понятие и особенности административных правоотношений
Административно - правовые отношения, как и все другие виды правоотношений в различных отраслях права, являются важнейшей основой. В общем описании административно-правовых отношений необходимо отметить некоторые аспекты, которые могут быть положены в основу выделения административно-правовых отношений из других видов правоотношений. Они весьма существенны, поскольку на характер административно-правовых отношений оказывают решающее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно - правового регулирования (императивные и односторонние действия субъектов управления); содержание административно - правовых норм, т. е. их правовая основа.
Административно - правовые отношения – общественные отношения в сфере исполнительной власти, регулируемые административно - правовыми нормами.
Стороны участвуют в них как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и закрепленных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях выражается государственный интерес, то есть практически реализуются задачи и функции государства. Такие отношения возникают, изменяются или прекращаются в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и (или) подзаконными административно-правовыми нормами [7].
Административно - правовые отношения, как и все другие правоотношения, имеют структуру, а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; стимулы и обязанности участников; юридический факт (факты).
Субъект – это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций.
Объект управления – другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны.
Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию - субъективному праву одного участника правоотношения – всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав [4].
Административно-правовое отношение предполагает такое поведение его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется.
Особенности административно-правовых отношений:
Административно-правовые отношения в отличие от иных правовых отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть-подчинение». Подобная их оценка имеет определенные основания, т.к. для административно-правовых отношений характерно отсутствие юридического равенства сторон. Административно-правовое отношение невозможно без участия в нем соответствующего представителя исполнительной власти (исполнительного органа, должностного лица), обладающего такими полномочиями, каких нет у другой стороны;
Природа государственно-управленческой деятельности, в процессе которой реализуется исполнительная власть, непременно требует наличия особого субъекта, способного быть наделенным властью и возможностями ее практического применения.
В административно-правовом отношении одна из сторон всегда является официальным и уполномоченным субъектом исполнительной власти (исполнительный орган, должностное лицо). Это означает, что, несмотря на то, что в правоотношениях такого рода практически могут участвовать самые разные стороны, в них всегда присутствует обязательная сторона. Отсюда, в частности, вытекает следующая особенность административно-правовых отношений: они не могут возникать между гражданами или негосударственными объединениями.
Административно-правовые отношения, как и все другие правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными особенностями государственно-управленческой деятельности, а именно: управление всегда предполагает подчинение воли. На практике это означает подчинение воли участников совместной деятельности единой руководящей воле. С одной стороны – авторитет или доминирующая воля субъекта управления, а с другой-подчинение ему воли всех остальных участников регулируемых управленческих отношений. Отсюда властный характер этих отношений, а власть (авторитет) является средством волевой регуляции управленческих процессов с участием людей, наделенных волей и сознанием.
Таким образом, объектом административно-правовых отношений являются воля, сознание и опосредованное поведение (действия) управляемых в сфере осуществления исполнительной власти.
Многие органы исполнительной власти и их должностные лица имеют право издавать нормативные правовые акты, поскольку действуют от имени государства.
Административно - правовые отношения характеризуются предусмотренной действующим законодательством возможностью выступать в качестве одного из элементов общего механизма правового регулирования или правового (в данном случае административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей российского права (например, трудовые, то есть возникновение трудовых отношений, оформляется управленческим актом).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алехин А.П. Административное право России: уч. пособие // А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий – М.: Зеркало, 2007
2. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов // Д.Н. Бахрах – И.: Норма, 2005, 106 с.
3. Габричидзе Б.Н. Административное право: учебник // Б.Н. Габричидзе – М.: Проспект, 2004, 59 с.
4. Демин А.А. Материальное и процессуальное в административных правоотношениях. Административное право и процесс // А.А. Демин – М.: 2007
5. Дмитриев Ю.А. Административное право: учебник // Ю.А. Дмитриев – М.: Эксмо, 2005, 213 с.
6. Кикот В.Я. Административное право // В.Я. Кикот – М.: Юнити-Дана, 2003
7. Конин Н.М. Административное право России: учебник // Н.М. Конин – М.: Проспект, 2006
8. Лапина М.А. Структура административных правоотношений // М.А. Лапина – М.: 2008
9. Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях: учеб. пособие // Д.М. Овсянко – М.: Юристъ, 2003
10. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права // Ю.Н. Старилов – М.: Норма, 2002, 407 с.
11. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс // Ю.А. Тихомиров – М.: Юринформцентр, 2010