Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Финансовый контроль представляет собой неотъемлемую часть государственного управления, призванный обеспечивать и сохранять законность, целесообразность и результативность образования, распределения и использования государственных денежных средств.
Существование данного контроля предопределено необходимостью практической реализации функций денежных средств в стране, а именно: распределительной, регулирующей и контрольной. Следует отметить, что перечисленные функции финансов тесно взаимосвязаны между собой и пронизывают всю финансовую деятельность государственных и муниципальных органов по созданию, распределению и использованию фондов, финансовых ресурсов в виде денежных средств. Таким образом, функции финансов принизывают и охватывают все общественные отношения, которые существуют в процессе осуществления финансовой деятельности.
Финансовый контроль воспроизводится уполномоченными на то органами финансового контроля, деятельность которых регламентируется нормативными правовыми актами и другими документами.
В своей деятельности органы финансового контроля используют различные виды, средства, приемы и способы финансового контроля. От верного выбора данных форм и методов финансового контроля зависит эффективность контроля.
Цель исследования – проанализировать формы и методы финансового контроля, а также исследовать финансовую дисциплину и меры ее правового обеспечения.
Задачи исследования обусловлены поставленной целью:
- исследовать теоретические основы форм финансового контроля;
- рассмотреть классификации видов финансового контроля;
- изучить специфику и роль финансовой дисциплины путем рассмотрения понятия финансовой дисциплины и ее сущности;
- исследовать меры правового обеспечения финансового контроля.
Объект исследования – финансовый контроль его формы и методы, а также финансовая дисциплина.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, законодательные и нормативные документы, данные государственной статистики, экономических и социологических исследований.
Методы исследования контрольной работы. В качестве методов исследования в работе использовались: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы экспертных оценок.
Курсовая работа структурирована введением, трех параграфов, заключением, списком использованной литературы.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Классификация финансового контроля разнообразна и проводится по многих критериям. Так, исходя из времени проведения контроля по отношению к проверяемому лицу, выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий (оперативный) и последующий контроль .
По субъектному составу, который осуществляет действия по финансовому контролю, выделяют:
а) контроль осуществляемый органами государственной и муниципальной власти;
б) контроль со стороны президента;
в) контроль, который обеспечивают органы исполнительной власти общей компетенции;
г) контроль ведомственными и внутрихозяйственными органами;
д) контроль со стороны общественности;
е) аудиторский.
По объекту, на который направлен контроль, выделяют комплексный и тематический, а по характеру контрольных мероприятий - плановый и внезапный контроль.
В зависимости от проводимых контрольных мероприятий контроль подразделяется на плановый и внеплановый (внезапный). При планов контроле контроль осуществляется по определенному графику, а при внеплановом – по мере необходимости .
Финансовый контроль определяют также как сплошной и выборочный. При сплошном контроле проверяются все финансовые документы организации, а при выборочном осуществляется проверка лишь части документов или за определенный промежуток времени .
В науке финансового права выделяют также контроль документальный и фактический.
Выделяют контроль обязательный (в силу закона или решения уполномоченных органов) и необязательный, который проводится по инициативе уполномоченного на то хозяйствующего субъекта .
В зависимости от периодичности проведения контроля различают первоначальный и повторный контроль. Первоначальный контроль проводится преимущественно в первый год существования субъекта, а повторный контроль считается когда он проводится два и более раза в год.
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Методы финансового контроля – это приемы, способы, средства, который применяются при воспроизведении какой-либо формы финансового контроля.
Цели и задачи проводимого финансового контроля предопределяют и подходы к решению возникших проблем, то есть какими именно средствами и способами будет проводиться финансовый анализ подконтрольных объектов. Выбор конкретного методы, способа и средства контроля определяется различными критериями: правовое положение и особенности деятельности контролирующих органов; формы и объекты проведения контроля; основания возникновения контрольных правоотношений; особенности ведения бухгалтерского учета; финансово-правовой режим доходов и расходов подконтрольного субъекта и т.д.
В науке финансового права выделяют шесть основных методов финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ, проверку, инвентаризацию, ревизию и финансово-экономическую экспертизу .
Рассмотри более подробно каждый из методов. Наблюдение является деятельность контролирующих органов по ознакомлению с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.
Обследование представляет собой один из наиболее значимых методов предварительного контроля, который направлен на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта. Цель обследования состоит в том, чтобы оперативно выявить соблюдение подконтрольным объектом финансовой дисциплины, определить вопросы целесообразности применения всесторонней и углубленной проверки в отношении данного объекта, а также проанализировать финансово-хозяйственную деятельность объекта исследования и выявить ее недостатки в финансовой сфере.
Реализация вышеперечисленных целей возможно при применении следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния проверяемого объекта; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и т.д.
Анализ является специфическим методом финансового контроля, так как при анализе применяются аналитические приемы в области математики. При анализе основным объектом контроля являются бухгалтерские счета и балансы. Основная цель анализа состоит в том, что при анализе выявляется полнота и своевременность отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. По итогам проведения анализа финансовой деятельности организации применяются различные санкционные воздействия в виде доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что приводит к росту доходов государственных или муниципальных бюджетов.
Проверка предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства. При проведении проверки орган, инициирующий проведение проверки, детально анализирует финансовую деятельность объекта путем проведения детальной проверки документов организации. При проверки объектом является любая финансовая операция, которая осуществлена субъектами финансовых правоотношений. Контролирующими субъектами, которая инициируют проведение проверки являются практически все органы финансового контроля.
В науке финансового права выделяют проверки в зависимости от многих оснований их проведения: комплексные, тематические, документальные, камеральные, выездные, встречные и др.
По результатам завершения проверки составляется акт о выявленных нарушениях (так называемый акт проверки) или письменное заключение проверяющего при отсутствии нарушений со стороны подконтрольной организации. Акт проверки должен содержать все выявленные нарушения для дальнейшего рассмотрения уполномоченными на то органами. Орган, получивший данный акт проверки должен принять одно из следующий решений: направить подконтрольному субъекту предписаний об устранении выявленных нарушений финансового законодательства; применить к нарушителю меры ответственности; направить материалы дела в вышестоящий орган финансового контроля; подать иск в суд в защиту нарушенных прав государственных или муниципальных органов.
При подачи иска в суд о привлечении подконтрольного объекта к ответственности акт проверки будет выступать как основное доказательство по делу, однако указанные в нем факты должны быть исследованы в ходе судебного процесса.
Ревизия понимается как комплексная проверка, которая осуществляется с целью изучения финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. Основными чертами ревизии являются всестороннее исследование экономических и юридических сторон деятельности субъектов, участие экспертов и специалистов, сочетание нескольких средств финансового контроля.
Основная задача ревизии – это выявление законности, достоверности и целесообразности финансовых операций. Вышеуказанная задача решается путем изучения деятельности субъекта и рассмотрения соблюдения им финансовой дисциплины; рационального использования государственных денежных средств; сохранения материальных и денежных ресурсов; ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в соответствии с требования действующего законодательства.
Ревизии могут быть документальные и фактические. Документальная ревизия заключается в проверки документов хозяйствующих субъектов на предмет законности и целесообразности расходования средств. Фактическая ревизия предполагает проверку денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей.
По времени осуществления ревизии делятся на плановые (ревизии проводятся в соответствии с утвержденным графиком проведения проверок) и внеплановые (при решении хозяйствующего субъекта).
По обследуемому периоду деятельности ревизии могут быть фронтальные и выборочные. Фронтальная означает исследование деятельности субъекта за определенный период. Выборочная представляет собой проверку финансовой деятельности только за определенный промежуток времени.
Также ревизии бывают комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них участвуют несколько ревизоров, а также эксперты; и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Финансовое право: учебник / под общ. ред. Э.Д. Соколовой; отв. ред. А.Ю. Ильин. М.: Проспект, 2019. 592 с.
2. Ильин А.Ю., Царева О.Е., Андреев С.А. Виды, формы и методы государственного финансового контроля в бюджетной сфере // Финансовое право. 2016. N 5. С. 24 - 31.
3. Саттарова Н.А. Процессуально-правовые средства обеспечения финансовой безопасности России // Финансовое право. 2017. N 4. С. 22 - 23.
4. Саттарова Н.А. Отдельные финансово-правовые средства обеспечения финансовой дисциплины в сфере денежного обращения // Финансовое право. 2016. N 4. С. 27 - 29.
5. Финансовое право: учебник для бакалавров / Б.Г. Бадмаев, А.Р. Батяева, К.С. Бельский и др.; под ред. И.А. Цинделиани. 3-е изд. М.: Проспект, 2016. 656 с.
6. О Методических указаниях для налоговых органов по вопросам осуществления процедуры снятия с учета налогоплательщика - организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации: Письмо МНС РФ от 31.12.1998 N ВП-6-12/932@ (с изм. от 07.12.2005) (Утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС РФ от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@) // СПСКонсультантПлюс.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // СЗ РФ . № 31. 1998. Ст. 3824.
8. Жогова С.С. Финансовые санкции как мера финансово-правовой ответственности и укрепления финансовой дисциплины // Журнал «Законность и правопорядок в современном обществе». 2015 . С. 12-16.
9. Лебедева А.Д., Зимовец Е.А. Финансовый контроль. Виды финансового контроля // Журнал «Актуальные вопросы экономических наук». 2017. С. 78-82.
10. Колабаева А.А. Внутренний контроль, финансовый контроль и внутренний финансовый контроль: аспекты толкования // Наука и современность. 2016. С. 56-63.