Фрагмент для ознакомления
2
Понятие делового общения
Деловое общение — это процесс, при котором происходит обмен де-ловой информацией и опытом работы, предполагает достижение опреде-ленного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели.
Деловое общение подразумевает, что люди в ходе общения обмени-ваются информацией с целью осуществления совместной деятельности. Со-стоит деловое общение из нескольких этапов:
1. Знакомство, установка контакта;
2. Анализ происходящего;
3. Обсуждение актуальных проблем;
4. Взаимовыгодное решение проблемы;
5. Завершение контакта.
В деловых отношениях люди придерживаются определенного стиля
а) субординационного (руководитель-подчиненный);
б) служебно-товарищеского – между коллегами по работе;
в) дружеского [5].
В литературе различаются следующие основные виды делового об-щения: вербальное (устное или письменное) и невербальное.
Вербальное общение осуществляется с помощью слов. При невер-бальном общении средством передачи информации являются позы, жесты, мимика, взгляды, территориальное расположение и т.д.
Вербальные виды делового общения включают монологические и диалогические формы, в которых используется устное изложение. Моно-логические формы – это: лекция, доклад, рекламная речь, выступление, информация, приветствие. К диалогическим формам относятся: обзор со-бытий, консультация, деловая беседа, интервью, переговоры, дискуссия, диспут, чтения, совещание, конференция, презентация.
Рассмотрим основные виды делового общения.
1. Деловая беседа – передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам. По итогам деловых бесед приня-тие решений, заключение сделок необязательно. Деловая беседа выполняет ряд функций, в том числе: взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование уже начатых деловых ме-роприятий; стимулирование деловой активности. Деловая беседа может предварять переговоры или быть элементом переговорного процесса.
2. Деловые переговоры – основное средство согласованного приня-тия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые пере-говоры всегда имеют конкретную цель и направлены на заключение со-глашений, сделок, контрактов. Любые переговоры в своем роде уникаль-ны. Однако есть признаки, позволяющие объединить их в сходные группы:
– по уровню проведения (международные или внутренние);
– по количеству сторон, включенных в процесс (двусторонне или многосторонние);
– по продолжительности (разовые или многоэтапные);
– по механизму принятия решения (на двусторонних: на основе обо-юдного согласия или вынужденное согласие для одной из сторон, или же одна сторона просто капитулировала; на многосторонних: консенсус или большинство голосов).
3. Спор – столкновение мнений, разногласия по какому-либо вопро-су, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою точку зрения. Спор реализуется в форме диспута, полемики, дискуссии и пр.
4. Деловое совещание – способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов. На современном этапе совещание – это наиболее оптимальная форма работы, поскольку только коллективное принятие решения способно обеспечить достаточную вовлеченность ра-ботников в выполнение задач, стоящих перед организацией (или ее отде-лом).
5. Публичное выступление – передача одним выступающим инфор-мации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и деловой риторики.
6. Деловая переписка – обобщенное название различных по содер-жанию служебных документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста [8].
Устои жизни общества, выражающиеся в различных формах – пра-вовой, моральной, традиционной, – послужили основой делового этикета. Этикет – сумма норм, стандартов, рекомендаций и требований, предъявля-емых к поведению и поступкам людей.
В России этикетные норы поведения были установлены «Генераль-ным регламентом» Петра I в 1720 г., где национальная практика была приведена в соответствие с международными нормами, что облегчало де-ловые контакты с зарубежными партнерами.
Исторические виды этикета: дворцовый или государственный (возник во дворцах, поэтому и был так назван); дипломатический, воинский этикет; светский – иногда сейчас называемый общегражданским.
Деловой этикет – самый молодой из видов этикета, это важная часть деловых отношений. Это внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека [8].
Принципы делового этикета: здравый смысл, свобода, этичность, удобство, целесообразность, экономичность, консерватизм, непринуждён-ность, универсализм, эффективность. Говоря о тонкостях требований эти-кета, следует помнить, что их знание и соблюдение может стать инструмен-том карьерного и профессионального роста, придать ему дополнительный импульс, сделать свои отношения с окружающими более продуктивными и приятными.
Статусно-ролевые характеристики личности
Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной си-стемы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным пре-стижем.
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Существует широкий диапазон статусов: предпи-санные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономиче-ские, политические, демографические, религиозные и кровно - родствен-ные, которые относятся к разновидности основных статусов. Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Та-ковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника де-монстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. [3].
Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, кото-рые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандарти-зированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональ-ном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
Разновидностями социального статуса являются приписываемый и достигаемый статусы. Предписанный — это навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловлен полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рож-дения и т.д. Достигаемые статусы и роли определяются усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или ока-зывается следствием удачи и везения [9].
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Анализ социальных ролей, статуса и позиции показывает их связь с конкретной социальной ситуацией развития личности. С другой стороны, очевидно: статус и социальная роль образуют первичный класс личностных свойств, интегрированных структурой личности. Личность выступает носителем множества социальных ролей. Основными факторами полиролевой структуры личности выступают общение и совместная деятельность, в которых индивид усматривает преимущественную сферу самореализации и специфические критерии, которыми он измеряет свою успешность и привлекательность [1].
Понимание поведения каждого человека предполагает понимание внутренней картины его социальных ролей, то есть смыслов, субъективных оценок и характера переживаний по поводу каждого элемента структуры. Личность может отстраняться от тех ролей, которые предписаны ей обществом, но противоречат ее субъективным смыслам. В таком случае наблюдается «расстояние от роли».
Высокие уровни социализации личности предполагают самостоятельность в осознании себя в системе межличностных отношений, в системе социальных ролей. Воздействия среды на социализацию личности зависят от индивидуальных особенностей, характера и переживаний личности. Представление о развитии ролевой структуры личности основывается, таким образом, на понимании механизма интериоризации как присвоения индивидом закрепленных в культуре социальных норм и моделей ролевого поведения на каждом историческом этапе жизни общества.