Фрагмент для ознакомления
2
Словарь
Аутизм – это расстройство формирования головного мозга, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека. (Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко.- СПб)
Психический дизонтогенез — нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введён Г. Швальбе (1927) для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. (Бардышевская М. К., Лебединский В. В. «Диагностика эмоциональных нарушений у детей», Москва, УМК «Психология», 2003.стр 56)
Асинхрония развития — Асинхрония развития – устоявшийся общепринятый термин, обозначающий механизм нарушенного развития в противовес гетерохронии развития, свойственной нормальному онтогенезу (СПб: Питер, 2002, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, О.С. Никольская)
Замкнутость – это состояние сниженной коммуникативной активности, характеризующееся отказом от межличностного взаимодействия, ориентацией на собственный внутренний мир: мысли, образы, переживания. (Клиническая психология: учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб: Питер, 2002.стр 594)
Апатия – это состояние, при котором человек практически полностью безразличен и равнодушен к окружающему и происходящему вокруг. (Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во МГУ, 1985.стр 98)
3.Провести диагностическое обследование ребенка с одним из вариантов дизонтогенеза. Психологический анализ особенностей развития ребенка провести по следующему плану:
1. Общая информация о ребенке и причины его выбора.
Диагноз –Аутизм.
-выраженная склонность к компульсивному (намеренному соблюдению правил), стереотипному поведению («бесцельным» повторяющимся действиям),
-определенная последовательность выполнения действий (ритуальное поведение),
-чрезмерная избирательность (например, к некоторым цветам или в еде),
-изменения эмоционального фона,
2. Предполагаемый вариант ОВЗ.
Третья степень ОВЗ
3. Социальная ситуация его развития.
Причина не выявлена. Предположение – генетическая предрасположенность.
4. Особенности познавательной сферы (интеллект, память, внимание и т.д.).
-замкнутость,
-ограниченность интересов,
-сложности взаимодействия с окружающим миром,
5 Особенности эмоциональной сферы.
-нежелание играть со сверстниками,
-нежелание общаться со взрослыми,
-недоразвитие или отсутствие речи.
6 Индивидуально-психологические особенности (темперамент, способности).
Способности в рисовании, меланхолик.
5. Образовательный маршрут и коррекционная программа.
Актуальность программы объясняется трудностями диагностики целого ряда заболеваний, имеющих проявление по аутистическому типу. А также необходимостью применения междисциплинарного подхода, предполагающего сотрудничество и взаимодействие специалистов нескольких направлений при работе с каждым пациентом.
Выводы:
Аутизм – медицинский диагноз и ни в коем случае не может быть установлен только логопедом.
Существует множество органических заболеваний, которые имеют схожую симптоматику, которую можно принять за аутизм. И такие заболевания очень важно дифференцировать, так как от этого зависят дальнейшее лечение и коррекция. К сожалению, не всегда один невролог (или один психиатр) в одиночку может оценить уровень высших психических функций.
Диагноз аутизм (или до определенного возраста РДА) обязательно должен быть предустановлен комиссией врачей и коррекционных специалистов. При подозрении на аутизм рекомендовано пройти всестороннее обследование у профильных врачей.
Родителям очень сложно пройти всех врачей и инициировать их совместное обсуждение для вынесения единого решения.
Пять высококвалифицированных специалистов – детский невролог, детский психиатр/психоневролог, врач-генетик, нейрореабилитолог, логопед-дефектолог в результате коллегиального обсуждения выносят единый согласованный диагноз.
Этапы программы:
Консультация детского невролога
Врач-невролог определяет наличие или отсутствие поражения нервной системы – расстройства функций черепно-мозговых нервов, рефлексы и их изменения, экстрапирамидные нарушения, мозжечковую патологию и расстройства координации движений, чувствительность, расстройства функции вегетативной нервной системы.
Невролог экспертного класса определит, какова первопричина – неврологическое нарушение и, как возможное следствие, приобретенный аутистический спектр или психиатрическая/ генетическая патология.
Электроэнцефалография (ЭЭГ)
ЭЭГ – основной и высокой степени информативный метод обследования. На основании анализа биометрической активности головного мозга. ЭЭГ позволяет исключить (или, наоборот, подтвердить) различные нарушения и скрытые заболевания (например, эписиндром). Также врач-нейрофизиолог анализирует когерентность – показатель эффективности функционирования определенных зон мозга.
Консультация детского психиатра/психоневролога
Врач-психиатр определяет психический статус пациента и проводит систематизацию выявленных феноменов, их психопатологическую классификацию для целостного анализа.
Консультация нейропсихолога
Нейропсихолог – это специалист, оценивающий функциональное состояние мозга ребенка, зрелость психоэмоциональной сферы в соответствии с возрастом и выявляет предпосылки, которые привели к заболеванию, определяет структуру нарушения.
Объект исследования нейропсихолога: кора, подкорка и ствол головного мозга, а также взаимодействие полушарий мозга.
Консультация логопеда-дефектолога
Логопед-дефектолог проводит диагностику речевого развития, направленную на выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристику его коммуникативных возможностей, познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Совместное заключение логопеда-дефектолога и нейропсихолога
На заключительном этапе консилиум специалистов коллегиально проводит анализ всех полученных результатов осмотров и исследований, а затем составляют единое заключение с назначением и разработкой маршрута коррекции.
Консилиум
На совместном консилиуме врачей, участвовавших в обследовании, происходит коллегиальное обсуждение пациента, формирование клинического и педагогического заключений. Родители получают расширенный документ, описывающий структуру нарушения, причину возникновения и индивидуальные рекомендации по коррекции выявленных нарушений.
Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм для Детей (пересмотренный, с дополнительным пошаговым интервью) Modified Checklist for Autism in Toddlers, Revised, with Follow-Up (M-CHAT-R/F)™
Пожалуйста, ответьте на вопросы о Вашем ребёнке. При ответах учитывайте, как обычно ведёт себя ребёнок.
Если Вы замечали у ребёнка поведение несколько раз, но обычно он/она так себя не ведёт, то, пожалуйста,
ответьте "нет". Пожалуйста, обведите в каждом вопросе "да" или "нет". Спасибо.
1. Если Вы показываете на что-то на другом конце комнаты, Ваш ребёнок смотрит на это?
(Пример: если Вы показываете на игрушку или животное, ребёнок смотрит на игрушку или
животное?)
Да Нет
2. Вы когда-либо предполагали, что Ваш ребёнок может быть глухим? Да Нет
3. Ваш ребёнок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры?
(Пример: притворяется, что пьёт из пустой чашки, изображает, что говорит по телефону, понарошку
кормит куклу или плюшевую игрушку?)
Да Нет
4. Вашему ребёнку нравится забираться на предметы?
(Пример: мебель, строения на игровой площадке, лестницы)
Да Нет
5. Ваш ребёнок делает необычные движения пальцами перед его/eё глазами?
(Пример: Ваш ребёнок шевелит его/eё пальцами около его/её глаз?)
Да Нет
6. Ваш ребёнок указывает пальцем, чтобы попросить что-то или получить помощь?
(Пример: указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться)
Да Нет
7. Ваш ребёнок указывает пальцем на что-то интересное, чтобы обратить на это Ваше внимание?
(Пример: указывает пальцем на самолёт в небе или на большой грузовик на