Фрагмент для ознакомления
2
2. Пояснительная записка
Тренинг самопознания и саморегуляции
Тема: «Гармония»
Цель: формирование навыка работы над собой, саморефлексии, работа в группе, самопознания, рефлексии в группе, создание позитивного эмоционального климата в коллективе.
Задачи тренинга:
– создание и воспитание навыка на саморазвитие и саморефлексию;
– постижение практических навыков практического самоизучения;
– определение барьеров, мешающих полноценному самовыражению и их преодоление.
Содержание программы:
Вводная часть: приветствие
Основная часть:
Упражнение «Три имени»
Упражнение «Кого задумываем»
Упражнение «Шеренги»
Упражнение «Я – подарок всему человечеству»
Упражнение «Мяч»
Упражнение «Зеркало»
Заврешающий этап:
Упражнение «Сегодня я…, сегодня мне…»
Упраженение «Комплименты»
Используемые методы: техники, которые направлены не на решение групповых задач, а на развитие социальной структуры группы, на активизацию групповой динамики, поддержку необходимого темпоритма.
Организационные условия: аудитория с круглым столом, двенадцать стульев, листы бумаги (ватман), цветные карандаши / фломастеры, микрофон, мяч
Общее количество часов: тренинг состоит из одного занятия длительностью 2 часа.
3. Теоретическая часть
Основные теоретические положения:
Работа над собой и самосовершенствование предполагают только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Есть еще одна не менее, если не более, важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе не только противника и виновника, но и сподвижника, друга и помощника. У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе порой оказывается нелегко.
Некоторые люди полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры. Как это ни странно, но большинство людей не умеют думать о себе в позитивном смысле. Следует обратить внимание на то, что "сильные стороны" - это не то же самое, что "положительные черты характера" или "достоинства". Бывает и так, что какое-то качество или умение оказывается очень сильной стороной личности, но окружающие люди не одобряют его или оно не соответствует моральным нормам. Поэтому если мы будем анализировать "сильные стороны" только как возможность для человека найти внутреннюю опору, очень важно принимать во внимание, для чего использует человек свои сильные стороны.
Овладению навыками самопознания и должен послужить предлагаемый тренинг.
- создание благоприятных условий для работы группы;
- создание атмосферы искренности и доверия;
- ознакомление участников с основными правилами и принципами тренинга;
- принятие правил групповой работы;
- самодиагностика и самораскрытие членов группы;
- развитие креативности и формирование необходимой коммуникативной дистанции.
4. Структура занятия (выделяются и кратко описываются этапы или блоки, присутствующие в занятии).
Структура занятия:
1.Вводная часть. Знакомство. Представление себя.
В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя литературного персонажа и т.д. В дальнейшем на всем протяжении тренинга участники обращаются друг к другу по этим именам.
Ведущий дает 3-5 минут для того, чтобы все участники сделали свои визитки, прикрепили их к одежде и подготовились к представлению.
2. Разогрев. Определенный набор упражнений и игр для формирование положительного благоприятного климата в группе.
3.Основная часть. Упражнения, направленные на раскрепощение членов группы, снятие напряжения и сокращения эмоциональной дистанции.
4.Завершающий этап. Подведение итогов, выявление наиболее интересных моментов тренинга.
5. Содержание тренингового занятия
I. Вводная часть
Человек уникален по своей природе. Он неповторим и многогранен. В каждом человеке есть положительные и отрицательные стороны. Все мы стремимся увидеть что-то положительное в других людях. А умеем ли мы это делать по отношению к себе? Прекрасное нужно уметь видеть и в себе самом. Позитивные суждения о себе и окружающем мире создают положительные ситуации. Сегодня мы с Вами попытаемся научиться раскрывать себя для самих себя, для окружающих, находить в себе положительные стороны, привлекательные черты, а также видеть это в других людях.
II. Разогрев
Упражнение «Приветствие»
Цель: формирование положительного благоприятного климата в группе.
Время: 5 мин.
Ход упражнения
Участники группы образуют полукруг. «Сейчас каждый по очереди будет выходить 6 центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми 34 любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие». После завершения упражнения можно обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?», «Какое из приветствий вам особенно запомнилось (понравилось) и почему?» Второй вопрос позволяет получить и обсудить информацию, которая может оказаться полезной в содержательном плане, в частности при работе над проблемой установления контакта.Рефлексия.
III. Основной этап
1. Упражнение «Три имени»
Цель: развитие саморефлексии, формирование установки на самопознание.
Время: 15 мин.
Материалы: карточки, ручки.
Ход упражнения
Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
Рефлексия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарнова, Анна Метод ролевой игры в тренинге / Анна Азарнова. - М.: Речь, 2014. - 352 c.
2. Биркенбиль В. Ф. Коммуникационный тренинг / Биркенбиль В. Ф. - М. : ГРАНД :Фаир-пресс , 2002 - 350 с.
3. Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с.
4. Гаджиева Н. М. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания /Гаджиева Н. М. - Екатеринбург : Деловая книга , 1998 - 143 с.
5. Гладикова В. Говори свободно! Высшая школа общения // Обучение в России. -2005 - N 7 / 8 - С. 80-81.
6. Дисненко В. Р. Социально-психологический тренинг общения для подростков "Понять себя и других" // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008 - N 1 - С. 60-69.
7. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг / Жуков Ю. М. - М. : Гардарики , 2004 -223 с.
8. Игнатьева Э. А. Психологические тренинги развития способностей виртуального общения // Психологическая наука и образование. - 2009 - N 2 - С. 82-86.
9. Кейси, Карен Освободи свой разум от стереотипов за 12 недель. Взаимозависимость и сила отстранённости. У нас уже есть все, что нам нужно (комплект из 3 книг) / Карен Кейси. - М.: ИГ "Весь", 2014. - 526 c.
10. Панфилова А. П. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие / Панфилова А.П. – М. : Академия , 2008 - 336 с.
11. Садохин А. П. Метод тренинга в формировании межкультурной компетентности // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. – 2007 - N 3 (май-июнь). - С. 90-95.
12. Семенов, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости / Е.М. Семенов. - М.: Психотерапия, 2014. - 256 c.
13. Суховершина Ю. В. Тренинг делового (профессионального)общения / Суховершина Ю. В. – М. : Академический проект : Трикста , 2006 - 127 с.
14. Суховершина, Ю.В. Тренинг коммуникативной компетенции / Ю.В. Суховершина. - М.: Академический проект, 2013. - 492 c.
15. Филиппова Г. Г. Как обучать искусству общения // Классный руководитель. – 2002 - N 8 - С. 87-122.
16. Филиппова Г. Г. Как обучать искусству общения // Классный руководитель. – 2002 - N 2 - С. 27-44.