Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях рыночной экономики основной целью деятельности предприятия является достижение максимальной прибыли. Все другие цели подчинены этой главной задаче, поскольку прибыль служит основой и источником средств для дальнейшего роста экономического потенциала предприятия. В связи с тем, что экономический результат производства в общем виде определяется разностью дохода от продажи продукции (работ, услуг) и себестоимость продукции, трудно переоценить важность управления ей на предприятии.
Управление себестоимостью продукции на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, то есть разработку, реализацию решений, а также контроль за их выполнением, где особая роль отводится учету и анализу, поскольку учет как элемент управления затратами осуществляет подготовку информации в целях принятия правильных решений, а анализ, как составляющий элемент функции контроля, помогает оценить эффективность использования ресурсов предприятия, выявить резервы снижения затрат на производство, собрать информацию для принятия рациональных управленческих решений в области затрат.
Целью работы является анализ возможностей снижения себестоимости производимой продукции.
Объектом исследования является себестоимость продукции.
Предмет исследования – мероприятия снижения себестоимость продукции предприятия.
Структура работы сформулированной с учетом поставленной цели и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Анализ возможностей снижения себестоимости производимой продукции
Себестоимость продукции – это денежное выражение затрат факторов производства, которые необходимы для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности.
Любой экономический субъект, который занимается производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг), тратит определённый объём ресурсов (материальных, финансовых, трудовых). Денежная оценка этих ресурсов выражается через издержки (затраты) и образует основу для себестоимости продукции.
Себестоимость отражает большую часть стоимости продукции, а потому – тесно взаимосвязана с показателями эффективности производства предприятия. На её показатели значительное влияние оказывают технико-экономические факторы производства (его организацию и используемые технологии), качества и структуры продукции, условий её реализации [2, с. 201].
Себестоимость продукции является важнейшей экономической категорией и качественным показателем, который характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Степень важности этой категории проявляется через выполняемые ею функции:
- определение оптимальных объемов выпуска продукции и масштабов деятельности предприятия;
- осуществление учёта и контроля всех затрат предприятия;
- формирование основы для установления оптовой цены на продукцию;
- осуществление экономического обоснования принимаемых руководством предприятия управленческих решений, в том числе, об инвестировании (капитальном вложении средств на строительство, реконструкцию, приобретение объектов, техническое перевооружение).
Себестоимость продукции определяется осуществляемыми предприятием затратами. В целях эффективного управления затратами и, следовательно, эффективного управления себестоимостью в практике производственной деятельности принято классифицировать затраты на несколько основных разновидностей.
Во-первых, в зависимости от того, каким образом затраты включаются в себестоимость, они подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством конкретного продукта, поэтому могут быть непосредственно включены в его себестоимость (например, используемые материалы и сырье). Но ряд затрат не имеют подобной связи, в связи с чем косвенно распределяются на себестоимость всей продукции, производимой в течении определенного периода (общехозяйственные, общепроизводственные и коммерческие расходы).
Во-вторых, затраты могут подразделяться по признаку наличия зависимости объема их использования от общего объема производства. Если эта зависимость есть, и она прямо пропорциональна, то затраты являются переменными. В противном случае затраты – постоянные (общехозяйственные расходы).
Также затраты разделяют по той роли, которые они играют в процессе производства. Затраты, которые вызваны осуществлением технологических процессов, считаются основными. А затраты, которые возникают в связи с организацией, обслуживанием и управлением производства, называются накладными (общехозяйственные и общепроизводственные расходы) [4, с. 55].
Снижение себестоимости продукции является одним из приоритетных направлений деятельности любого предприятия. Это вызвано тем социально-экономическим значением, которое имеет себестоимость продукции и, как правило, проявляется в нескольких аспектах. Так, снижение себестоимости повлечёт за собой:
- увеличение прибыли предприятия;
- снижение вероятности наступления несостоятельности предприятия;
- улучшение общего финансового состояния предприятия;
- появление возможности снизить цены на свою продукции, что вызовет повышение её конкурентоспособности на рынке;
- использование в большей степени мер материального стимулирования персонала;
- решение большего числа социальных проблем сотрудников предприятия [9, с. 57].
Таким образом, снижение затрат производства и себестоимости продукции считается ключевым условием повышения эффективности функционирования предприятия. Так как себестоимость продукции отображает все стороны хозяйственной деятельности предприятия (и производственной, и коммерческой), то требуется осуществление мер, направленных на изменение практики управления всех используемых ресурсов. То есть необходимо снизить расходы, вызванные использованием сырья, материалов, топлива, энергии, выплатой заработной платы, обеспечением административного (бюрократического) управления.
Можно определить следующие мероприятия по совершенствованию финансового механизма управления себестоимостью продукции предприятия, которые можно увидеть на рисунке 1.
Рассмотрим данные мероприятия боле подробно.
Совершенствование организации бухгалтерского учета за счет внедрения системы бухгалтерского управленческого учета.
В системе информационного обеспечения процесса управления Предприятия при принятии решений финансового характера главная роль отводится бухгалтерской отчетности. Поэтому в первую очередь необходимо определить мероприятия по совершенствованию организации бухгалтерского учета на предприятии, которые позволять повысить качество и достоверность информации, отраженной в бухгалтерской отчетности предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бобылев А.Л. Экономика организаций (предприятий): Конспект лекций / А.Л. Бобылев. - Калининград : КФ АНО ОВО ЦС РФ "РУК", 2019. - 252 с.
2. Борисова О.В. Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.В. Борисова, Н.И. Малых, Ю.И. Грищенко, Л.В. Овешникова. - Москва : Юрайт, 2019. - 651 с.
3. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб, пособие для студентов вузов. / Н. П. Любушин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 448 с.
4. Котерова Н. П. Экономика организации: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. П. Котерова. - 7-е изд., стер. – Москва : Издательский центр "Академия", 2019. - 288 с.
5. Леонтьев В. Е. Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Е. Леонтьев, В. В. Бочаров, Н. П. Радковская ; С.-Петерб. гос. экон. ун-т. - Москва : Юрайт, 2020. - 349 с.
6. Медведко К.А. Система управленческого учета и анализа: западная и российская практика / К.А. Медведко // Менеджмент в России и за рубежом. - 2019. - № 6. - С. 105-109.
7. Сысо Т.Н. Оптимизация управления затратами предприятия / Т.Н. Сысо // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2018. - №4. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-upravleniyazatratami-predpriyatiya.
8. Танашева О.Г. Контроль и анализ в системе управления затратами / О.Г. Танашева // Экономический анализ. - 2019. - № 8. - С. 39-45.
9. Юрзинова И.Л. Финансовый менеджмент: менеджмент и анализ: учеб. пособие / И.Л. Юрзинова, В.Н. Незамайкин. - М.: Норма, 2020. - 658 с.