Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня в среде PR-специалистов растет понимание важности управления слухами и сплетнями. Вовремя брошенный позитивный или негативный слух способен, как привлечь внимание общественности к нужному событию или компании. При этом не столь важна окраска внимания, главное, что событие не пройдет для общественности незаметно.
С другой стороны нельзя говорить, что окрас слуха не имеет значение. Позитивный слух создает определенное положительное отношение к продвигаемому событию в обществе или журналистской среде. Негативный слух – это большой риск для рекламы. Если специалистам компании не смогут контролировать слух, то существует риск, что хоть внимание общественности будет привлечено к данному событию, но отношение к нему может оказаться негативным.
При этом нужно понимать, что запуском негативных слухов могут заниматься кто угодно. В основном, конечно, это конкуренты, но бывают ситуации, что «газетные утки» запускают неквалифицированные журналисты или безответственные представители властей. В любом случае негативный слух становится проблемой для фирмы. Позитивный слух, наоборот, повышает положение фирмы. Однако здесь тоже могут быть свои негативные варианты. Например, позитивный слух может призывать людей прийти на то или иное бесплатное мероприятие организуемое фирмой. Проблема в том, что фирма на этот день планирует другие мероприятия и другого уровня.
Цель работы – рассмотреть слухи как явление массовой коммуникации. Борьба со слухами в кризисной ситуации.
Объект исследования – слухи.
Предмет исследования – Слухи как явление массовой коммуникации. Борьба со слухами в кризисной ситуации.
Задачи исследования:
1. Дать определение термин «слух».
2. Охарактеризовать слух, как явление массовой коммуникации.
3. Выявить способы управления слухами.
4. Охарактеризовать способы управления слухами.
5. Сделать выводы.
1. Понятие о слухах и их особенностях
Слухи являются особым видом информации, которая может быть как достоверной, так и ложной. Некоторые слухи запускаются специально с определенной целью, другие возникают спонтанно.
Феномен слухов заключается в том, что понять, где же сказана достоверная информация, а где «откровенная» ложь (сплетня), крайне сложно. Механизм воздействия слухов на умы людей испокон веков с успехом использовался в политической и идеологической борьбе [1, с. 33].
Нет смысла спорить, что слухи могут содержать ложную информацию, но в то же время они могут быть и передаваемыми «из уст в уста» официальными данными. К примеру, для разоблачения «вредных слухов» в первые дни Великой Отечественной войны почты СССР принимали послания в уже оккупированные города. Поэтому достоверность не является показателем для квалификации полученной информации как слух.
Здесь важно, что способ передачи информации происходит по каналам межличностного общения. Причем механизм циркуляции слуха сопровождается подтверждением получения информации из надежного источника (СМИ, уважаемого общего знакомого, популярного человека и так далее).
Слухи — серьезный, мощный инструмент управления массами. Относится к ним с легкостью – это значит проявить недальновидность. Поэтому изучению слухов и их использованию в современном мире уделяется большое внимание [2, с. 21].
Слухи – это источник сбора информации об общественных настроениях, отношении к государственным деятелям, решениям и так далее. Циркуляция слухов в обществе дополняет официальные картины статистических и социальных исследований [3, с. 18].
Интересным и в то же время трагическим можно назвать тот факт, что в СССР работниками спецслужб специально разрабатывались слухи, которые отпускались на «вольное плавание» в народ. Таким способом не просто формировалось общественное мнение, но и «выявлялись» неблагонадежные граждане. Судьбы их после передачи сплетни были незавидны.
Слух используют как катализатор для изменения социально-политических настроений в массах, побуждения их к каким-то действиям. Некоторое время назад в Украине началась паника, основанная на слухе о скором исчезновении соли. Это побудило граждан очистить полки магазинов от товара, а цена на соль возросла в несколько раз [4, с. 37].
Распространение слухов всегда кому-то выгодно. Таким образом, формирование, оперирование слухами – это инструмент экономического, социального и политического влияния.
Слухи - не всегда плохо. По сути, они насыщают информационную жизнь общества. Это некая форма психологической компенсации, вызванная дефицитом эмоционального возбуждения. Есть очень любопытные и даже маловероятные слухи. К примеру, что Элвис Пресли жив, впрочем, как и Майкл Джексон, что где-то в Америке есть база НЛО и т.д.
Пустить слух и посмотреть, как он работает, несложно. Это можно сделать в любом коллективе. Кроме того, сегодня масса тренингов, которые учат правильному созданию и направлению слухов [5, с. 45].
Таким образом, можно сделать вывод, что слух – это разновидность информации, полученная и передаваемая непроверенными источниками. Другими словами слух – это информация, которая не проверялась и не обрабатывалась. Соответственно и передается она первоначально через сомнительные массовые средства информации (желтая пресса, интернет издания). В этом отношении хорошим примером слуха является новость об аварии на ЛАЭС. Каждый год СМИ ломают атомную станцию. При этом каждый год на станции растет число погибших, пострадавших и облученных.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Менеджмент. История отечественного и иностранного менеджмента. – Казань: Меридиан, 2018. – 374 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Связи с общественностью. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
3. Жилина Е.Ю. Типы и виды продвижения бренда. – Волгоград: Пламя, 2019. – 377 с.
4. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Современные методы брендинга. Достоинства и недостатки. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Слухи и особенности их применения. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Применение слухов в рекламе. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Методы противодействия слухам. Эффективные методы выхода из кризиса. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Антикризисный PR. Применение слухов для выхода из кризиса. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Утина И.В., Проводина Г.П. Применение слухов в кризисном PR. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
10. Фадеева А.Ю. Слухи в массовой коммуникации. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.