Фрагмент для ознакомления
2
Введение
«Золотое правило нравственности» - общее этическое правило, которое можно сформулировать так: не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили.
«Золотое правило» нравственности устанавливает, что все люди равны, но такое равенство не свидетельствует об «одинаковости» всех людей и не предоставляет возможности занижать чье-то достоинство.
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время наблюдается разрыв между населением и чиновниками, нельзя говорить о равенстве в возможности саморазвития, равенстве перед общественными правилами поведения.
Объект исследования – сфера государственного управления.
Предмет исследования – соблюдение «золотого правила нравственности» в сфере государственного управления.
Цель исследования – рассмотреть современные примеры соблюдения и нарушения «Золотого правила нравственности».
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты «Золотого правила нравственности»;
- рассмотреть примеры соблюдения золотого правила нравственности в сфере государственного управления;
- рассмотреть примеры несоблюдения золотого правила нравственности в сфере государственного управления.
1. Теоретические аспекты «золотого правила нравственности»
В процессе определения обществом таких категорий, как «мораль», «нравственность», в XVIII веке появилось и «золотое правило» нравственности – основа морали, нравственного поведения.
В свою очередь, в первобытном обществе существовал обычай «кровной мести», согласно которому лицо, совершившее убийство, либо кто-нибудь из членов его семьи (рода, племени, клана, группировки) обязательно подлежит смерти в порядке возмездия. В наше время это воспринимается нечеловечным, но в те времена именно кровная месть разрешала вражду между племенами и определяла рамки поведения.
После того как родоплеменные взаимоотношения исчерпали себя, деление людей на «чужих» и «своих» перестало иметь четкие границы. Взаимоотношения людей из разных племен по различным причинам могли быть даже конструктивнее и ближе, чем внутриплеменные связи. Отдельный человек больше не нес ответственности за проступки своих родных, а племенная община перестала «расплачиваться» за поступки своих соплеменников. В связи с этим, потребовалось определить новый принцип управления человеческими взаимоотношениями, который бы не основывался на принадлежности личности к тому или иному классу [2].
И таким принципом возможно считать «золотое правило» нравственности, отголоски которого прослеживаются в учении Конфуция, Ветхом и Новом заветах, изречениях семи греческих мудрецов и других источниках, например, в Евангелии от Матфея, где «золотое правило» звучит как: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12). Данная формулировка предполагается как позитивная; существует негативная: «Не совершай в отношении другого того, чего не желаешь самому себе».
Позиция, согласно которой личность ставит себя на место другой личности: к себе отношение, как к другому человеку, и наоборот, - и есть отражение «золотого правила нравственности» [3]. Так рождается и новая формулировка «золотого правила»: «люби ближнего своего, как самого себя». Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе идеала – не как к средству, а именно как к цели.
Большинство философов концентрировали свое внимание на «золотом правиле», как на основе морального поведения и сознания. Томас Гоббс, например, трактовал данное правило в качестве основы естественных законов, на которых строится жизнь личности. В связи с тем, что «золотое правило» доступно для понимания каждому, оно приводит к ограничению личностных эгоистичных притязаний, которые служат основой объединения граждан в государстве. Джон Локк полагал, что правило не является врожденной категорией, а, наоборот, человек должен прийти к общественной добродетели, осознав «золотое правило».
Иммануил Кант, например, критически рассматривал традиционные формы «золотого правила» морали. Ученый полагал, что в чистом виде данная категория не предусматривает возможности оценить уровень морального развития личности, в связи с тем, что требования человека к самому себе могут быть максимально занижены, если он придерживается позиции эгоиста. Несмотря на то, что «золотое правило» морали основывается на желаниях личности, такие желания могут трансформировать человека в раба своей природной сущности и стать препятствием между личностью и миром нравственности - миром свободы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виговская, М.Е. Профессиональная этика и этикет: Учебное пособие для бакалавров / М.Е. Виговская. - М.: Дашков и К, 2015. - 144 c.
2. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: Форум, 2018. - 384 c.
3. Одинцова, О.В. Профессиональная этика: Учебник / О.В. Одинцова. - М.: Academia, 2015. - 384 c.