Фрагмент для ознакомления
2
1.Экономическая природа цены, рыночная макро- и микросреда ценообразования.
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.
Существует две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена - денежное выражение стоимости товара .
В отличие от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в основном две системы ценообразования: 1) централизованное, которое предлагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения и 2) рыночное, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения.
Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теории цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.
Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.
Стоимость - это воплощенные в товар общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условия, умелости и интенсивности труда.
Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цены отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.
Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.
Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат в наилучшем варианте использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.
2.Затратный метод определения исходной цены товара: сущность, условия применимости, достоинства и недостатки.
Методы затратного ценообразования предполагают определение цены товара исходя из издержек и прибыли. В настоящее время затратные методы являются самыми распространенными в отечественной практике ценообразования. Популярность этой группы методов объясняется:
во-первых, тем, что российская экономика долгое время находилась в условиях планового административного регулирования;
во-вторых, тем, что в основе затратных методов лежит калькулирование издержек производства и сбыта продукции, поэтому цена, сформированная затратными методами, имеет надежное обоснование
Кроме того, затратные методы довольно распространены при ценообразовании на продукцию, цены которой регулируются государством.
В современной экономике данные методы могут успешно применяться при следующих условиях:
эластичность спроса по цене низкая, т.е. цена не является основным фактором, определяющим решение покупателя приобрести именно данный товар;
товар не имеет аналогов, уникальный; новый опытный образец; редкий, производимый на заказ; престижный; дефицитный;
предприятие работает в отрасли с традициями затратного ценообразования или конкуренцией в области затрат;
издержки стабильны или незначительно изменяются во времени/
Достоинства методов затратного ценообразования:
простота сбора информации и расчетов; информация об издержках производства более определенна и известна производителю, чем информация о спросе; нет необходимости корректировать цену при нестабильном спросе;
надежность метода; информация о затратах подтверждается документами бухгалтерии;
возможность минимизировать ценовую конкуренцию; если этим методом пользуются все предприятия отрасли, то их цены будут близкими;
справедливость по отношению и к покупателям, и к продавцам: при высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей вместе с тем имеют возможность получить прибыль на вложенный капитал, традиционную в данной сфере деятельности .
Недостатки затратных методов:
цена может не совпасть с ценой, которые покупатели готовы заплатить за данный товар, так как при обосновании цены не принимаются во внимание внешние по отношению к продавцу факторы, в первую очередь, спрос на товар, конкуренция, потребительные свойства товара и его заменителей;
производители игнорируют то, что цена может не находиться в прямой зависимости от издержек производства;
метод не заинтересовывает в снижении затрат, особенно при обосновании регулируемых государством цен.
По мнению многих экономистов, затратные методы являются устаревшей и неэффективной методикой, хотя и часто практикуемой. Они могут служить только для определения начальной, базовой цены товара и обоснования факта выхода товара на рынок или организации его выпуска на предприятии. Для установления окончательной цены на товар нужно принимать во внимание факторы изменяющейся конъюнктуры рынка.
К основным затратным методам относятся:
1. Метод полных издержек.
2. Метод прямых (предельных) затрат.
3. Метод рентабельности инвестиций (дохода на вложенный капитал).
4. Метод безубыточности.
Метод полных издержек предполагает определение базовых затрат как суммы всех видов постоянных и переменных затрат на производство единицы продукции. Реализационные и административные расходы, не включенные в базовые затраты, включаются в устанавливаемую продажную цену через надбавку к базовым затратам. Надбавка должна быть в таком размере, чтобы возместить эти затраты и получить ожидаемую прибыль.
Преимуществом метода полных издержек является его простота и удобство использования: гарантируется обеспечение полного покрытия всех затрат и получение планируемой прибыли. Кроме того, данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях.
3.Прибыль как элемент цены товара. Показатели рентабельности, используемые при установлении цен.
Себестоимость продукции связана с установлением нижнего предела цен ы, то есть такого уровня до которого может быть снижена цена в случае падения спроса на продукцию и с целью завоевания наибольшей доли рынка.
Однако, целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Прибыль, как экономическая категория представляет собой часть чистого дохода, другая часть - это косвенные налоги. При формировании свободных цен централизованные нормативы рентабельности не устанавливаются. Отсутствие централизованных нормативов рентабельности при установлении цен не означает, что предприятия сами для себя, их не рассчитывают. Прежде чем представить для согласования свободную цену с покупателем, производители включают в нее определенный размер прибыли, выраженный через показатель рентабельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Вывод: розничная цена изделия составляет 691 руб.
Список использованной литературы
1. Беседина В., Волков Е. Ценообразование. М.: Экономистъ, 2014. - 402 с.
2. Букерель Ф. Изучение рынков. Академия рынка: Маркетинг/ пер.с франц.-М.: Экономика, 2013.- 99 с.
3. Васюхин О.В. Основы ценообразования. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2010 -110 с.
4. Гаранян А.С. Ценообразование - «Ценовая война» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 269-273.
5. Гусева Н. В. Цены и ценообразование на предприятии. - Самара: СГТУ, 2014. - 160 с.
6. Маховикова Г. А. Ценообразование. М: 2015. - 462 с.
7. Семенова О.В. Особенности цен на современном этапе // Налоговый вестник. - 2008. - № 5. - С. 3-9.
8. Ценообразование: учебник / И.К. Салимжанова. М.: КНОРУС, 2013. - 304 с.