Фрагмент для ознакомления
2
1. Исходные данные
Задание: Компания ХХХ собирается выйти на международный рынок. Необходимо определить какая из стран более привлекательна для организации внешнеэкономической деятельности.
Вариант 10: Япония Польша
Товары: Напитки безалкогольные газированные
2. Информация по странам
Безалкогольные напитки становятся все более популярными - за счет своей способности утолять жажду, радовать потребителей приятным вкусом и не оказывать вредного влияния на человеческий организм, это также связано с наблюдаемой в последнее время тенденцией смещения потребительских предпочтений в сторону напитков более полезных для здоровья, чем привычная газировка, а именно - минеральной воды и соков.
Значение безалкогольных напитков в питании человека невозможно переоценить. Это связано, прежде всего, с пищевой и биологической ценностью данных продуктов. Все без исключения возрастные группы населения потребляют безалкогольные напитки. Они служат источниками углеводов, органических кислот, минеральных веществ, других биологически активных компонентов.
Рациональных норм потребления безалкогольных напитков не установлено. Потребление безалкогольных напитков в основном обусловлено физиологической потребностью организма в получении определенного количества воды. В нормальных условиях человек за сутки потребляет 2,5-3,0 литра жидкости, причем около 0,5 л. приходится на чай, кофе, компот, соки и минеральные воды. Рекомендуемые нормы потребления безалкогольных напитков, включающих углеводы и натуральные компоненты, в зависимости от времени года - от 0,5 до 1,5 л. в день.
Что касается потребления, и обеспеченности населения безалкогольными напитками на мировом рынке Западной Европе в 2020 году общий объем потребления безалкогольных напитков составил 223 литра. Самый большой уровень потребления безалкогольных напитков в Северной Америке, так на одного жителя приходится около 325 литров безалкогольных напитков. Российский рынок выглядит довольно внушительным, но в расчете на одного жителя с результатом в 86 литров в 2020 году Россия уступает многим странам как в Восточной Европе, так и в других регионах. Так, в Эстонии потребление безалкогольных напитков на одного человека в среднем составляет 120 литров в год, в Польше - 182 литра, в Чехии - 200 литров (рисунок 1).
Рисунок 1 - Динамика потребления безалкогольных напитков л/чел, 2020 г.
На мировом рынке безалкогольных прохладительных напитков выделяют три макросегмента:
вода бутилированная;
соки и нектары;
прохладительные напитки.
На бутилированную воду приходится около 32% мирового потребления безалкогольных напитков, на соки нектары - 15%, прохладительные напитки - 53% (рисунок 2.).
По динамике продаж на мировом рынке безалкогольных напитков лидирует бутилированная вода в натуральном выражении (4652 млн.л.), на втором месте газированные напитки (4437 млн. л.) и на третьем соки (2910 млн. л.) (рисунок 3).
Рисунок 2 - Доли трех макросегментов на мировом рынке безалкогольных напитков за 2020 г., %
Рисунок 3- Динамика продаж безалкогольных напитков по категориям, г., млн. л.
Среднедушевое потребление безалкогольных напитков на мировом рынке характеризуется стабильной положительной динамикой. За последнее десятилетие уровень потребления безалкогольных напитков увеличился.
Российский рынок безалкогольных напитков считается одним из самых динамичных и крупных в мире, и по оценке экспертов занимает 12 место. В России газированные воды, соки, нектары, фруктовые напитки, минеральные воды, пользуются спросом более чем у 130 млн. чел. или 90% населения.
Современный российский рынок безалкогольных напитков объединяет пять основных сегментов: минеральные и питьевые воды, сладкие газированные напитки, соки и энергетические (тонизирующие) напитки (рисунок 4).
Рисунок 4 - Доли сегментов в структуре российского рынка безалкогольных напитков в 2020 году, %
В 2020 году розничная продажа безалкогольных напитков на территории РФ достигла 229,1 млрд. рублей. Это на 17,5% больше, чем в предыдущем году.
В последние годы (2019-2020 гг.) наблюдается тенденция расширения ассортимента безалкогольных напитков, в том числе за счет напитков из импортных концентратов различных фирм. Особенно это проявляется в сегменте соковой продукции. Из-за рубежа в Россию в основном ввозятся концентрированные или замороженные соки (доля готовых к употреблению соков крайне мала), и многие российские производители