Фрагмент для ознакомления
2
Тема 1. Сущность и роль конкуренции в рыночной экономике
1. В зависимости от количества и удельного веса на рынке производителей различают следующие виды конкуренции:
А) внутриотраслевая и межотраслевая;
Б) совершенная (свободная) и несовершенная;
В) ценовая и неценовая.
2. Признаками свободной конкуренции являются:
А) абсолютная однородность одноименных продуктов;
Б) один продавец на рынке;
В) полная информированность каждого участника конкуренции.
3. Для какой модели рынка характерно наличие нескольких фирм, производящих как однородные, так и дифференцированные товары:
А) свободная конкуренция;
Б) монополистическая конкуренция;
В) олигополия.
4. Что относится к искусственным барьерам на пути входа в рынок:
А) патенты;
Б) лицензии;
В) цены.
5. Как называется комплекс экономических, административных и законодательных актов, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки:
А) ценовое регулирование;
Б) рыночное управление;
В) антимонопольное регулирование.
6. Расставьте в правильной последовательности этапы эволюции понятия «Конкуренция», начиная с более раннего:
А) Соперничество по вхождению в наиболее эффективные и надежные производственные цепи создания ценностей
Б) Честное соперничество между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров
В) Борьба за редкие экономические блага и за деньги потребителя, на которые их можно приобрести
Ответ: Б,В,А
7. Аффилированные физические и юридические лица, способные оказать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Ответ: аффилированные лица
8. Вы, как специалист в области конкуренции, рекомендуете предприятию использовать в конкурентной борьбе форму неценовой конкуренции - дифференциацию выпускаемой продукции. Что конкретно Вы предлагаете сделать и что для этого нужно?
Ответ: Основные методы, необходимые для этой конкурентной борьбы - цена, технический уровень и другие качественные показатели товара, сроки поставок, условия платежа, объем и сроки гарантий, объем и качество сервиса, реклама.
9. Представитель функционального подхода Й. Шумпетер в качестве отличительного критерия конкурентного рынка выделяет его способность инициировать новые достижения научно-технического прогресса. В условиях конкуренции происходит открытие новых ресурсов и расширение возможностей использования уже существующих, поэтому ее рассматривают как процедуру открытия. Функциональный подход смещает рассмотрение экономической сущности конкуренции в сторону изучения ее роли в экономическом развитии. Какие положения этой теории выдвигаются на первое место и как бы Вы использовали ее положения для удовлетворения потребностей?
Ответ: Этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами, т. е. существуют альтернативные способы удовлетворения потребности. В условиях новой экономики конкурентная среда становится все более сложной по степени взаимного влияния всех сил и интенсивности конкуренции.
Шумпетер говорит о пяти случаях нововведений:
1) введение либо нового продукта, неизвестного потребителям, либо нового вида продукта (потребительская новизна);
2) внедрение нового метода производства;
3) открытие нового рынка, на котором данная отрасль промышленности не была представлена ранее;
4) открытие нового источника сырья;
5) внедрение новой организационной структуры в какой-либо отрасли промышленности.
Изучив основные положения теории Шумпетера , для удовлетворения своих потребностей я бы использовал их следующим образом: ориентация на тот или иной товар, который мне необходим, с точки зрения его новизны. Ведь именно новизна товара, согласно теории Шумпетера, влияет на его востребованность, а, следовательно и на его спрос. А спрос определяется потребностями человека в чем-либо.